Рыбалко Андрей Владимирович, Начальник отдела консалтинга и оценки компании «Доминион-М».
1. Насколько востребован формат «молла» в районе МКАД?
Формат «молла» востребован и будет востребован в ближайшие 2-3 года, в первую очередь, в силу своей экономической целесообразности, во вторую очередь – в силу ненасыщенности рынка торговой недвижимости в целом. Но главное, не повторить уже сделанных ошибок (в частности, в Польше и Китае) – не переусердствовать.
2. Отличаются ли «моллы» от торговых комплексов в центре города по составу арендаторов?
Конечно, «молл» отличается от торгового комплекса, расположенного в центре города, по составу арендаторов. В «моллах», как правило, представлены «недорогие» товары, рассчитанные на средний класс. А дорогие марки представлены и продаются на центральных улицах.
3.В чем его основные преимущества и недостатки?
Преимущества «молла», с точки зрения потребителя:
- невысокие цены (в первую очередь, на продукты);
- широкий ассортимент товаров и услуг - возможность в одном месте и купить все необходимое, и отдохнуть;
- хорошая транспортная доступность.
Недостатки, с точки зрения потребителя:
- плохая пешеходная доступность.
Преимущества «молла», с точки зрения девелопера: более низкая стоимость земли, меньшие затраты на строительство, большие прибыли – по сравнению с торговыми центрами, расположенными в центральных частях города.
4. Чем обусловлено активное строительство в западной части МКАД? Изменится ли ситуация в ближайшие 2-3 года?
Это обусловлено самой концепцией «мола». Молл является фактически местом время провождения, как минимум, доброй половины выходных. Люди выезжают сюда с целью купить все в одном месте, а заодно и отдохнуть, например, посетить кинотеатр, игровую зона для детей.
В западной части Москвы практически нет промзон, зато много жилых районов – а это потенциальные покупатели, к тому же большинство людей имеет свой личный автотранспорт. Поэтому «западные» районы и стали осваивать в первую очередь.
Но ситуация, уже меняется, 2-3 года назад в «восточной» части присутствовала только одна компания - «Маркткауф», сейчас туда уже идет «Ашан».
5. Какие проекты в районе МКАД Вы считаете удачными/ неудачными?
Удачные проекты – первая ИКЕА, первый «Ашан», первая «Мега», интересный проект «Солнечный рай». Проект ТЦ «ВЭЙ Парк» сочетает не самое удачное местоположение с удачной концепцией.
6. Назовите, пожалуйста, подобные проекты, которые выйдут на рынок в 2006-2007гг.
В 2006-2007 годах на рынок должны выйти следующие торговые объекты:
§ Новые магазины «Ашан» на внешней стороне МКАД, недалеко от Алтуфьевского шоссе и на пересечении 7-го километра МКАД, Новоухтомского шоссе и Большой Косимской улицы на востоке столицы. К тому же «Ашан» будет расширяться: вслед за гипермаркетами Auchan и магазинами товаров для дома Leroy Merlin французская группа Auchan выводит на российский рынок свое подразделение по торговле спортивными товарами - Decathlon. Первый магазин Decathlon откроется рядом с Auchan в Мытищах.
§ ТЦ «Мосмарт» (Боровское шоссе, на пересечение со МКАД), общая площадь - 85 000 кв.м;
§ Многофункциональный комплекс «Дары Кубани» (ул. Корнейчука, в районе 87 км МКАД), площадь участка – 2 га;
§ Многофункциональный комплекс (Южное Бутово), общая площадь - 37 тыс. кв.м;
§ 2 гипермаркета «Real», общая площадь -80 тыс. кв.м в Митино (рядом с радиорыком) и 50 тыс. кв.м на юго-западе Москвы (рядом с Академией Генштаба РФ);
§ Многофункциональный центр (на пересечении Дмитровского шоссе и МКАД), общая площадь - около 170 тыс. кв. м.