Михаил Гец, Руководитель департамента коммерческой недвижимости компании Blackwood
1. Насколько востребован формат «молла» в районе МКАД?
Идея строительства крупных торговых центров на окраинах больших городов не нова и получила своё развитие во всем мире. МКАД является трассой с огромным потоком потенциальных покупателей.
Помимо этого, если взглянуть на перспективный план развития территории, прилегающей к МКАД, то в будущем кольцевую дорогу можно будет назвать торговой магистралью.
Строительство крупных моллов на МКАД обусловлено тем, что только на периферии и окраинах возможно строительство больших по площади торговых центров с обширными складскими помещениями и автомобильными стоянками. Формат крупного торгово-развлекательного комплекса становится все более популярным как среди обеспеченных москвичей, так и среди торговых операторов. Большое количество магазинов создает дополнительный потребительский поток, позволяющий окупать высокие арендные ставки. Для покупателя важно, что он может приобрести самые разнообразные товары, а также поесть, развлечься, не выходя из здания.
2. В чем его основные преимущества и недостатки?
Основные преимущества молов на МКАД:
Для покупателей
1. Большая площадь
2. Возможность совершить покупки в одном месте
3. Удобная транспортная доступность
4. Большая парковка
5. Развитая инфраструктура
6. Возможность совмещения шоппинга и досуга
7. Более комфортная обстановка в ТЦ (широкие коридоры, эффективная планировка)
Для арендаторов:
1. Большой покупательский поток, который позволяет окупать высокие арендные ставки
2. Соседство с мировыми брэндами и крупными магазинами, которые привлекают посетителей в ТЦ
Для девелоперов:
1. Более простая по сравнению с центром процедура получения земельного участка под строительство центра
2. Более низкая цена земли
Основные недостатки молов на МКАД:
1. В связи с тем, что далеко не все москвичи имеют личный автотранспорт, для некоторых добраться до МКАДа весьма затруднительно, тем более ехать обратно с покупками (необходимо отметить, что многие крупные моллы организовывают бесплатные автобусы).
3. Отличаются ли «моллы» от торговых комплексов в центре города по составу арендаторов?
Отличия в составе арендаторов вызваны тем, что моллы, расположенные на МКАД, имеют большую площадь, чем ТЦ в городе. В центральных торговых центрах, например, значительно меньше товаров длительного потребления и т.д.
4. Чем обусловлено активное строительство в западной части МКАД? Изменится ли ситуация в ближайшие 2-3 года?
Как известно, западный район Москвы считается более привлекательным, особенно с точки зрения экологии, а также в связи с малым числом промышленных предприятий, расположенных в ЗАО. Поэтому сейчас он активно застраивается жильем, в большей степени бизнес классом. В восточном районе строительство идет не такими быстрыми темпами, и возводятся в основном дома эконом класса. В связи с этим депелоперы развивают инфрастуктуру именно западного района, так как на нем сконцентрировано основное внимание покупателей недвижимости. 5. Какие проекты в районе МКАД Вы считаете удачными/ неудачными?
Мы рассматриваем успешность проекта того или иного ТЦ с точки зрения его концепции. Как правило, в неудачных центрах либо нет четкой концепции вообще, либо она проработана и реализована не до конца. В этом ракурсе, наиболее удачный проект – МЕГА-1. Некоторые ошибки в концепции допущены в ТЦ Вэймарт 1, ГВОЗДЬ.
6. Назовите, пожалуйста, подобные проекты, которые выйдут на рынок в 2006-2007гг.
ИКЕА «Белая дача»: 15 сентября 2005 года открылась ИКЕА, а осенью 2006 года рядом откроется МЕГА. На пересечении МКАД и Дмитровского шоссе к 2007 году будет построен крупный многофункциональный комплекс общей площадью 170 тыс. кв.м. На трех участках земли площадью 20 га будет построен торговый центр, складские помещения и гостиница на 340 номеров. Якорным арендатором нового торгового центра станет «НАШ» гипермаркет компании «Седьмой континент». Девелопер – Ташир (реализованные объекты – РИО).