Merсedes ждет привилегий
Переговоры DaimlerChrysler с российскими чиновниками о строительстве завода под Санкт-Петербургом зашли в тупик. Концерн требует для себя особых условий, но чиновники хотят, чтобы для всех инвесторов действовали одинаковые правила.
Прошлой осенью германо-американский концерн DaimlerChrysler признался, что собирался построить завод по производству Merсedes в России. Площадка под строительство была выбрана под Санкт-Петербургом, хотя рассматривались и другие регионы, в частности Татарстан. Концерн собирался вложить в проект более $100 млн. А в мае этого года председатель правления DaimlerChrysler Юрген Шремп на встрече с президентом Владимиром Путиным поделился надеждой, что уже “осенью с конвейера сойдут первые “Мерседесы”, собранные в России.
Однако до сих пор решение о строительстве завода не принято. Более того, переговоры DaimlerChrysler и российских властей застопорились. DaimlerChrysler требует для себя особых условий сборки, которые предполагают, что концерн будет беспошлинно завозить в Россию пять-шесть узлов автомобиля и здесь его собирать, поясняет чиновник Минпромэнерго. Но это противоречит принятому весной этого года постановлению о промышленной сборке, которое позволяет беспошлинно ввозить автокомпоненты, одновременно накладывая на инвесторов ряд ограничений. В частности, автопроизводитель, которому позволяют работать в режиме промышленной сборки, обязан за 2,5 года создать завод, на котором организует сварку, окраску и сборку кузовов мощностью не менее 25 000 машин в год. Кроме того, в течение 4,5 года он должен сократить объем беспошлинно ввозимых компонентов на 30%. “Это ключевые пункты в постановлении, иначе это уже не промышленная, а отверточная сборка”, — отмечает руководитель отдела техрегулирования Ассоциации автопроизводителей Игорь Коровкин. Фактически DaimlerChrysler предлагает то, что есть сейчас в Калининграде, — сборку автомобилей из крупных узлов и беспошлинный ввоз на территорию России, добавляет другой чиновник Минпромэнерго.
У Минэкономразвития другая версия хода переговоров. По словам чиновника ведомства Германа Грефа, концерн не требует особых условий по сборке и окраске для себя, а предлагает внести изменения в постановление и, таким образом, они коснутся всех иностранных автопроизводителей. В Минпромэнерго это опровергают, поскольку это “совсем уж неправдоподобно” — вся Россия тогда превратится в особую зону для автопрома. К тому же в отличие от DaimlerChrysler многие производители уже ведут работу над инвестсоглашением.
В концерне ситуацию не комментируют и напоминают, что пока даже не приняли решение о строительстве завода. А источник в полпредстве в Северо-Западном федеральном округе утверждает, что компания продолжает переговоры. “Они собираются создать промышленную сборку согласно российскому законодательству”, — говорит чиновник.
Вице-президент группы “СОК” (акционер “ИжАвто”, которая выпускает KiaSpectra) Алексей Офицеров говорит, что с точки зрения бизнесмена он действия DaimlerChrysler понимает — всегда надо добиваться как можно более льготных условий. Но тогда будет обидно другим производителям. “За что им льготы? За то, что они Merсedes? А почему не Тoyota или мы?” — задается вопросом он. По мнению Офицерова, раз уравняли условия для всех производителей, значит, нужно их придерживаться. В “Северсталь-Авто” и Ford от комментариев вчера отказались. А по мнению Коровкина, “Merсedes — эксклюзивная машина и в любом случае будет стоить $30 000-35 000, а значит, конкуренцию российскому автопрому не составит”.
Впрочем, чиновники и не собираются соглашаться на предложения концерна. “Есть единые правила для всех, и нет оснований делать исключения”, — говорит чиновник Минпромэнерго. Исключение для одной компании создаст прецедент — потом придут другие производители и потребуют преференций для себя, соглашается чиновник правительства. “Либо переговоры будут идти до тех пор, пока компания не согласится на стандартные условия, либо нам придется отказаться от проекта”, — добавляет чиновник администрации президента.
Александра Петрачкова, Александр Беккер, Анна Щербакова, Анатолий Темкин