Цвет:0abc

Аренда коммерческой недвижимости, продажа жилой недвижимость, складская и загородная недвижимость |Новости |Новые проекты |Обратная экспансия


Россия | 13 декабря 2005 | Новые проекты Недвижимость

Обратная экспансия

Прошедший год стал не только годом экспансии московских ритейлеров в регионы: местные розничные сети, напротив, приглядывались к московскому рынку, а некоторые уже открыли в столице магазины. Парадоксально, но инвестиции в конкурентный столичный рынок представляются регионалам менее рискованными, чем расширение в соседние области.

В этом году скупка региональных сетей и открытие новых магазинов на периферии были основными занятиями российских ритейлеров. Более того, многие на рынке стали измерять темпы развития всей сети исходя в основном из темпов регионального развития.

Однако процесс шел и в обратную сторону: об открытии магазинов в Москве и в перспективе выходе на федеральный уровень в этом году заявили несколько региональных сетей.

Сейчас существует три примера успешного создания федеральной розничной сети на основе небольшой региональной компании: "Пятерочка", "Виктория" (брэнды "Квартал" и "Дешево") и "Магнит".

Однако все три нельзя назвать до конца показательными. Так, родной для "Пятерочки" Петербург все же не до конца можно причислить к регионам. Краснодарский "Магнит", хотя и открыл несколько магазинов в Москве, всерьез в столицу никогда не стремился и ощутимо для конкурентов на рынке не присутствует.

А у "Виктории", по признанию директора по развитию компании Игоря Николаева, просто не было выбора. Поскольку Калининградская область, в которой до 2002 года развивались сети "Виктории", не граничит с Россией, с точки зрения логистики компании было все равно, какой следующий регион выбирать: нормальную цепочку через границу построить все равно невозможно.

"В нашем случае все просто: на тот момент Москва была очевидно наименее рискованным рынком",- рассказывает Николаев из "Виктории". Конкуренции между сетями тогда практически не было, а по покупательной способности столица явно вне конкуренции по России. Впрочем, отвечая на гипотетический вопрос, директор по развитию "Виктории" признает, что в нынешней конъюнктуре он на месте региональных ритейлеров через Москву не пошел бы.

"Конкуренция повысила риски, сейчас выгоднее и быстрее сначала строить зональную сеть, например в рамках одного федерального округа, и с увеличенными закупочными возможностями выходить на Москву",- уверен Николаев.

Тем не менее именно через Москву собираются осваивать страну не только сосед "Виктории" по Калининграду "Вестер", но и такие сети как челябинская "Незабудка", уфимская "Матрица" и еще несколько, в том числе и из Сибирского региона.

"Москва все еще остается наименее рискованной площадкой",- уверен директор по продажам "Матрицы" (работает в формате гипермаркета) Сергей Городецкий. Его сеть весной прошлого года уже открыла один магазин в Москве, однако дальше дело пока не двинулось: "экономика не до конца понятна".

"Игроков в Москве, конечно, куда больше, чем в большинстве других регионов, и все же доходы населения, да и вообще объем спроса настолько выше, что на данном этапе компенсируют конкуренцию",- уверен Городецкий. С ним соглашается гендиректор сети дискаунтеров "Незабудка" Виталий Никулин.

По его словам, Москва в качестве приоритетного региона была выбрана потому, что в ней за счет большого рынка проще повысить оборот, а это откроет путь к выгодным закупочным ценам. "Мы сразу поняли, что выход в Москву без покупки местных сетей смысла не имеет, до середины следующего года мы завершим переговоры о покупке одной из местных небольших сетей",- рассказывает Никулин.

По мнению экспертов, тратить деньги и силы на выход на конкурентный и специфический столичный рынок региональные сети заставляет ряд причин помимо высокого престижа региона. Во-первых, расширение сети в другие области важно для диверсификации региональных рисков.

Пятничный провал акций "Пятерочки" показывает, какой ущерб может нанести хотя бы и временное "проседание" продаж в базовом регионе, даже при наличии огромной сети в других городах.

"Во-вторых, присутствие в Москве может быть важнейшим условием построения логистической цепочки",- отмечает управляющий проектами компании FIT (консультирует по вопросу развития в Московском регионе ряд региональных сетей) Михаил Левин. Один из клиентов его компании, планирующий развитие сети на федеральном уровне, открывает в Москве несколько магазинов и распределительный центр (РЦ).

"Они не планируют делать в Москве огромный оборот, представительство в столице нужно им для того, чтобы наладить контакт и получить хорошую цену у федеральных поставщиков: ведь даже в Сибирь значительная часть ассортимента идет из Москвы, и РЦ в столичном регионе может уменьшить издержки",- рассказывает Левин. Еще одна возможная естественная причина, по его мнению,- предпродажная подготовка.

"Понятно, что большинство сетей делаются под потенциальную продажу, а с этой точки зрения очень важно быть хотя бы в какой-то степени заметным в Москве: там самый широкий круг возможных инвесторов",- рассуждает Левин.

Аналитик ИК "Финам" Владислав Кочетков соглашается с коллегой, однако отмечает, что перспективы региональных сетей в Москве не всегда хороши.

"Так, обязательное условие для нормального развития - хорошие отношения с федеральными дистрибуторами: небольшому игроку в Москве поставщики не дадут сколько-нибудь конкурентной цены",- отмечает Кочетков. Традиционные при занятии новых регионов проблемы - понижение управляемости сети, увеличение затрат на логистику и сложности с персоналом - для Москвы актуальны вдвойне, предупреждает эксперт.

Петр Мироненко


Тема дня