Совладельцы «Эльдорадо» впадают в детство
На фоне невнятных прогнозов «Детского мира» по увеличению численности своих магазинов в 2006 г. питерская компания Bananа-Mama, принадлежащая ИК «Базис», заявляет о планах инвестировать 50-55 млн долл. в открытие 30 гипермаркетов детских товаров в течение следующего года.
Гендиректор «Базиса» Дмитрий Куприянов дал понять, что строительство сети детских магазинов будет осуществляться по той же схеме, что и сети бытовой техники «Эльдорадо», управлением которой также занимается «Базис».
Эксперты и участники рынка признают, что опыт строительства сети «Эльдорадо» может очень помочь развитию Banana-Mama, но, несмотря на это, сомневаются в реальности осуществления планов по двукратному увеличению сети.
В настоящее время сеть Banana-Mama насчитывает 27 магазинов, три из которых находятся в Москве и два – в Санкт-Петербурге. Banana-Mama babies & kids stores открывает магазины в регионах совместно с «Эльдорадо» и сетью салонов оптики «Смотри». Оборот компании в 2004 г. составил 25 млн долл. Одним из учредителей сети является совладелец компании «Эльдорадо» Олег Яковлев. Кроме универсальных гипремаркетов Banana-Mama «Базис» развивает сеть Banana-Baby, продукция которой ориентирована на детей в возрасте до трех лет.
По оценке компании «Базис», ежегодный оборот российского рынка детских товаров – 5-7 млрд долл. Стандартная площадь магазина Banana-Mama babies & kids stores – 2,5 тыс. кв. м, ассортимент – более 50 тыс. наименований товаров. Наценка – около 25%. Инвестиции в развитие сети в 2005 г. составили 35 млн долл.
Планы Banana-Mama не ограничиваются только лишь двукратным увеличением своей сети в следующем году: в 2007 г. владельцы ритейлера, которыми, по некоторой информации, являются братья Олег и Игорь Яковлевы, собираются расширить число магазинов до ста.
Помимо сети детских товаров братьям принадлежит также сеть бытовой техники и электроники «Эльдорадо», которая является партнером «Базиса» по проекту Banana-Mama. «Партнерство предполагает применение опыта компании «Эльдорадо» в маркетинговых технологиях и технологиях продаж, а также содействие в открытии торговых центров в регионах», – рассказывает Дмитрий Куприянов.
Решение развивать сеть Banana-Mama эксперты рынка считают неслучайным: братья Яковлевы уже давно заявляли о том, что собираются провести диверсификацию своего бизнеса. По мнению аналитика РБК Валентина Крохина, это продиктовано желанием владельцев «Эльдорадо» не дожидаться стадии стагнации рынка бытовой техники.
Рынок детских товаров, в отличие от рынка электроники, сейчас имеет более высокие темпы роста – примерно 15% в год. Однако аналитик BBPG Consulting Алексей Тихомиров находит планы Banana-Mama по росту в 2006 г. слишком амбициозными.
«Компания однозначно столкнется с проблемой поиска помещений. Будет очень тяжело за год найти и освоить 30 гипермаркетов площадью порядка 4 тыс. кв. м (только на поиск уйдет два-три месяца). Они просто не смогут взять такой темп, – заявил RBC daily г-н Тихомиров. – Сотрудничество с «Эльдорадо», конечно, упростит поиск площадей, но все равно, чтобы довести к концу следующего года число магазинов до 60, им придется очень жестко работать». Валентин Крохин, впрочем, придерживается иного мнения на этот счет.
«Нет ничего невозможного, площадь всегда можно найти. Тем более если у них уже была проделана какая-то предварительная работа, если у них есть нормальные партнеры в регионах, – сказал RBC daily г-н Крохин. – У Яковлевых прекрасный опыт построения огромной сети «Эльдорадо», особенно в регионах. Во всех регионах есть люди, которые могут найти площади и договориться».
Несмотря на то что сети Banana-Mama и «Детский мир» работают в разных форматах, эксперты все-таки считают, что их все же можно воспринимать как конкурентов в широком смысле, поскольку рынок детских товаров пока не настолько структурирован, чтобы разделять его по сегментам.
«Это можно будет делать только через 5-6 лет. Сейчас надо оценивать конкуренцию на рынке, прежде всего по различным товаропроводящим каналам», – считает Валентин Крохин. Усиление позиций Banana-Mama тем не менее, по мнению экспертов, не приведет к существенному изменению расстановки сил на рынке.
«Детский мир», естественно, будет испытывать давление со стороны Banana-Mama, но это решаемо, – сказала RBC daily аналитик ИГ «АТОН» Татьяна Капустина. – Если «Детский мир» предпримет определенные усилия по увеличению ассортимента, по качеству продукции, по маркетингу, то я не вижу для него серьезной угрозы».
В АФК «Система», которой принадлежит «Детский мир», RBC daily также сказали, что рассматривают Banana-Mama в качестве своих соперников, но при этом отметили, что на стороне «Детского мира» ряд конкурентных преимуществ, которые позволяют ему доминировать над другими сетями. «В отличие от других сетей, у нас есть больший опыт работы на рынке, хороший менеджмент, бренд, являющийся одним из основных преимуществ компании на рынке.
Исторически так сложилось, что практически в каждом более-менее крупном городе Советского Союза всегда был «Детский мир», а не Banana-Mama, – заявил RBC daily руководитель службы по связям с инвесторами АФК «Система» Алексей Курач. Между тем в АФК «Система» не стали называть количество новых магазинов, которые могут открыться в будущем году под маркой «Детский мир», сказав лишь, что планы на экспансию достаточно большие.
Олег Трутнев