Мобильный рынок России близок к насыщению
В 2005 г. количество пользователей сотовой связи в России выросло на 70%. Однако российский рынок мобильной связи близок к насыщению, о чём свидетельствует значительное уменьшение количества подключений к концу года.
По данным AC&M Consulting число пользователей сотовой связи в России к концу декабря 2005 г. достигло 125,8 млн, увеличившись на 6,2 млн по сравнению с ноябрем 2005 г. и на 51,4 млн с декабрем 2004 г. Проникновение сотовой связи в России выросло до 86,6%.
По данными iKS-Consulting больше всего абонентов в 2005 г. в России подключила компания МТС - 17,7 млн абонентов, или 34,4% от общего числа новых пользователей сотовой связи в РФ. Доля компании "ВымпелКом" в чистом приросте абонентской базы составила 33,8%, доля ОАО "МегаФон" - 17,8%.
Впрочем, в отличие от 2004 г., когда компания МТС для сохранения лидерства в московском лицензионном регионе (МЛЗ) вынуждена была отыскивать неучтенных абонентов, в 2005 г. компании поделили рынки. Так ОАО "ВымпелКом" - лидер по количеству региональных подключений - в 2005 г. его абонентская база за пределами МЛЗ увеличилась на 15,6 млн абонентов, а доля оператора в региональном приросте составила 34,2%. В то время как доля МТС в региональных подключениях составила 33,0%, а доля ОАО "МегаФон" - 17,1%.
В то время как, по данным iKS-Consulting, в 2005 г. в МЛЗ по объему в абонентской базы (44,6%) и чистому приросту (45,2%) лидирует компания МТС. Доля ОАО "ВымпелКом" в новых подключениях в столичном регионе составила 31,1%, доля компании "МегаФон" - 23,5%.
По данным AC&M Consulting, на 31 декабря 2005 г. в Москве и Петербурге на 100 жителей приходилось по 135 и 118 SIM-карт, соответственно. В Москве число абонентов за декабрь 2005 г. выросло с 22,306 млн до 22,843 млн человек, в Санкт-Петербурге - с 7,275 млн до 7,508 млн человек.
Как замечает аналитик AC&M Consulting Елена Саяпина, на лицо признаки насыщения рынка. "Если сравнивать декабрь 2005 г. с аналогичным периодом 2004 г., то можно сказать, что количество подключений существенно снизилось, если быть точными, то на 2 млн", - сказала Елена Саяпина.
Участник рынка реализации контрактов разделяют точку зрения аналитика. Пресс-секретарь Группы компаний DIVIZION Очир Манджиков говорит: "Подобные цифры не вызывают удивления. Рынок приближается к насыщению. В 2005 г. операторы не стали разбрасываться sim-картами в погоне за количеством абонентов, как в декабре годом ранее. Более сбалансированный подход к тарифообразованию, установление планов по подключениям своим дилерам сказались на годовых показателях. И это разумные шаги в условиях жесткой конкуренции и снижения ARPU", - сказал Очир Манджиков.
Следует, правда, отметить, что информация о том, что операторы в декабре 2005 г. не стали разбрасываться sim-картами в погоне за абонентами, не совсем соответствуют действительности. Так, по данным ComNews, именно в декабре операторы, по договоренности с салонами сотовой связи, активно занимались раздачей своих sim-карт в качестве нагрузки к покупаемым мобильным телефонам. Впрочем, существенного влияние на динамику подключений эти акции, судя по всему, не оказали.
Компании еще не подвели итогов 2005 г. однако по предварительным данным iKS-Consulting показатель ARPU в России по итогам 2005 г. составил $8,7, что на 27% меньше аналогичного показателя 2004 г. Средний доход на одного регионального абонента в месяц снизился до $7,3, что ровно в два раза меньше показателя среднего дохода на одного московского абонента. В то же время, по предварительным оценкам iKS-Consulting, суммарный доход от услуг сотовой связи в России в 2005 г. составил порядка $10,5 млрд, т.е. выросли по сравнению с 2004 г. на 33%. При этом 67% доходов было заработано за пределами МЛЗ.