Интерьер в стиле Provence
Гостиные и дома, оформленные в стиле Provence, стали популярны с середины XIX в. Как раз с того времени, когда великие писатели Франции начали описывать их в своих произведениях. Кто из нас не вздыхал мечтательно над бальзаковскими или флоберовскими строчками, описывающими жизнь сельской аристократии? Кто не вдыхал веющего со страниц их книг благоухания цветов, не представлял палящего солнца и не радовался вместе с героями возможности отдохнуть в прохладной гостиной?
Не эталон гостеприимности, но образец декора, зал в доме папаши Гранде выглядел в воображении Оноре де Бальзака следующим образом:
«В этой комнате с двумя окнами на улицу пол был дощатый; сверху донизу она была обшита серыми панелями с древним орнаментом; потолок состоял из неприкрытых балок, также выкрашенных в серый цвет. Полку камина, сложенного из белого камня с грубой резьбой, украшали старые медные часы, инкрустированные роговыми арабесками; на ней стояло также зеленоватое зеркало, края которого срезаны были фацетом, чтобы показать его толщину; они отражались светлой полосой в старинном трюмо, оправленном в стальную раму с золотой насечкой… На обивке кресел старинной формы были вытканы сцены из басен Лафонтена… По четырем углам залы помещались угловые шкафы… В простенке между двумя окнами помещался старый ломберный столик, верх которого представлял собою шахматную доску… У окна, ближайшего к двери, находился соломенный стул с ножками».
Разберем теперь этот интерьер на детали и попробуем понять, какими средствами можно создать фрагмент юга Франции в квартире или загородном российском доме.
Сначала немного истории
Производством мебели во французской провинции начали заниматься примерно с середины XVII в. За три столетия было изготовлено немало удобных элегантных вещей. Они настолько пришлись по вкусу сначала сельской аристократии, а потом и городской, что и по сей день мастера создают образцы изысканного дизайна во французском сельском стиле, выполняя их из лучших современных материалов.
Среди всех южных провинций Франции в мебельном деле выделялись Нормандия, известная изготовлением резных предметов обстановки, Бордо и долины Луары. Сначала мастера подражали столичному стилю, но постепенно стали выпускать самобытные изделия. Причем стоили они гораздо дешевле столичных, так как в производстве использовали местные сорта деревьев: дуб, березу, орех, а также фруктовые породы. И именно фактуре древесины обязан французский деревенский стиль своим очарованием и притягательностью.
Что же его отличает? Когда речь заходит об этом стиле, в воображении возникают большие деревенские столы, шкафы и буфеты, простые стулья со спинкой лестницей и тростниковыми сиденьями, кованые железные люстры и лампы, кровати с железными спинками. В сельском декоре есть два базовых момента: интерьер должен гармонировать с окружающей природой, и в настоящем французском жилище используют небольшое количество мебели. Всякий раз, увидев интерьеры домов юга страны, изображенные на картинах, или встретив их описание в книгах, поражаешься минимальности вещей в комнатах. Однако чем меньше предметов обстановки, тем больше внимания уделяют каждому из них в отдельности, поэтому любое изделие должно быть истинным произведением искусства. И мебельщики создают именно такие шедевры. На протяжении веков они постоянно совершенствуют технологии и дизайн, и сегодня изящные линии, нежные цвета, резьба и инкрустация стали визитными карточками французского сельского стиля.
Окна, стены, полы
Итак, вернемся к Бальзаку. Прежде всего он обращает внимание на окна, снаружи по периметру увитые диким виноградом. Необходимые дополнения к окнам — ставни. Именно они предохраняют комнату от летнего зноя. Что касается штор, то чаще всего используют легкий светлый тюль, подчеркивающий очертания окна и придающий ему особую романтичность.
В оформлении пола, потолков и стен для дизайнера открывается практически безграничный простор для фантазии, возможность экспериментировать с цветом и материалами. Однако если вы хотите создать настоящий французский интерьер, необходимо следовать определенным правилам хорошего тона: скажем, в Провансе это означает, что полы должны быть выполнены из камня, глины или кирпича и обрамлены плинтусом из темного дерева, подчеркивающим напольное покрытие.
Потолки делают непременно высокими — это главное условие их дизайна, данный прием раздвигает пространство комнаты. Цвета для отделки можно использовать любые.
Типичный кантри-интерьер строят на контрасте: различные текстуры, разные тона. Так, бледные потолки принято украшать деревянными темными балками, а на светлых стенах — развешивать картины или гобелены.
Яркость самой природы
Палитра цветов — изюминка французского сельского дома. Их сочетания подсказывает сама южная природа. Поскольку она допускает самые смелые варианты, снаружи и внутри дома они также разрешены. Вместе с истинным королем местной цветовой палитры — терракотовым, применяемым в отделке стен, полов, потолков, селяне и вслед за ними дизайнеры используют интенсивно-желтый, ярко-зеленый, кобальтово‑синий, глубокий красный, коралловый. Любые пастельные тона идеально подойдут для оформления комнат, тем более что на бледных стенах прекрасно выделяются гобелены и картины, а также обивочные ткани. Мягкая мебель с яркой обивкой — также обязательная деталь коттеджа в провинциальном стиле. Рисунок на ткани может изображать все, что угодно: сцены из басен Лафонтена, как в доме Гранде, растительные орнаменты, сцены из жизни пейзан, но важно помнить, что все элементы орнамента должны быть строго -регулярными. Никаких неравномерных промежутков или хаотических линий. Для спальни идеально подойдут сочный красный и зеленый цвета.
Главная комната
Если в XIX в. гостиную (или зал) использовали в редких случаях, как в доме папаши Гранде, то в современном доме жизнь семьи проходит как раз в такой комнате. Она может быть поделена на зоны. Зная основные приемы, легко произвести зонирование без привлечения дизайнера. Например, воспользоваться различными обоями, разноцветными штукатурками, обить мебель неодинаковой тканью. Непременным атрибутом зала является камин, и лучше всего каменный. Кстати, каждый провансальский камин должен быть украшен изящной каминной решеткой. Кованые и литые элементы вообще очень широко используют при оформлении интерьера: карнизы, дверные ручки, люстры и подсвечники, кронштейны для полок, выполненные по оригинальному эскизу, станут настоящим украшением и еще одной приметой французского сельского стиля. Как мы уже говорили, задача такого интерьера — вписать жилище в окружающую природу. Неудивительно, что местные кузнецы делали свои изделия схожими, например, с виноградными лозами.
Декор… из корзин
Далее Бальзак переходит к описанию различных милых вещиц, добавляющих жилищу особый шарм. Посмотрим и мы, какие средства помогут украсить дом и придать ему колорит юга Франции. В качестве аксессуаров часто используют плетеные корзины, вазы, керамику, служащую убранством стола. Крайне редко в настоящем сельском доме можно встретить тонкостенный китайский фарфор. Зато благодаря изделиям причудливых форм и расцветок, выполненных местными гончарами, интерьер приобретает самобытность.
Оформление цветами — еще один прием. На юге значительную часть времени члены семьи проводят на открытом воздухе. Таким образом, сады становятся продолжением дома, обязательно украшенного растениями. Граница между двумя мирами (природы и человека) стирается. Самые распространенные цветы — лилии, гортензии, герань, которые в Провансе растут буквально повсюду. Наравне с живыми растениями в интерьере используют и композиции из сухостоя. К слову, практичные французы с их помощью иногда скрывают некоторые недостатки в отделке дома.
Традиционная обстановка
Ну а теперь перейдем к самому важному — к мебели. Мы уже упоминали, что одно из главных условий — ее небольшое количество. Сельскому жителю просто нечего хранить в шкафчиках, комодиках, тумбочках, сундучках и шкатулочках. Селянин любит простор, поэтому он лучше поставит один, но большой и вместительный шкаф. И конечно, ни один деревенский домик не обойдется без армуара. Сначала шкаф использовали для хранения и демонстрации оружия, поэтому его дверцы выполняли из стекла либо вообще оставляли полки открытыми. Сейчас подобные шкафы называются горками, витринами или буфетами, да и держат в них не оружие, а посуду, столовые или постельные принадлежности (в зависимости от комнаты). Такой буфет — гордость хозяина, важная часть интерьера. С XVII в. мебельщики южных регионов Франции украшали их резьбой и инкрустацией, используя в качестве материалов различные породы древесины, мрамор.
Еще один неотъемлемый элемент гостиной — большой стол прямоугольной или круглой формы из темного дерева. Полируют его крайне редко. Вокруг стола ставят стулья с тростниковыми сиденьями и спинками с вертикальными или горизонтальными перекладинами. Тростник — прекрасный материал, который применяют для изготовления плетеной мебели, приметы сельского направления в интерьере.
Как мы видим, все детали, создающие настоящий стиль французского провинциального дома, призваны помочь хозяину жить в расслабленном легком режиме, когда окружающие предметы приносят лишь радость и отдохновение. И тогда можно смело ехать в Париж, а потом возвращаться в свой сельский «французский» коттедж, где бы он ни был, и предаваться приятным воспоминаниям.
Полина Химшиашвили
"Недвижимость & Цены" № 4 (2006 г.)