Торговые центры Казани: впереди России всей
Полномасштабное развитие рынка розничной торговли в России началось после того, как россияне перестали ощущать на себе последствия кризиса 1998 года: оживился рынок труда, подросли зарплаты, понемногу восстановилось доверие к финансовым структурам. В крупных городах назрела потребность в современных предприятиях торговли – супермаркетах, магазинах модной одежды, спорттоваров, бытовой техники, игрушек. Начали набирать силу торговые сети. Так постепенно рынок готовился к появлению торговых центров.
В первую очередь повсеместно выросли крытые торговые ряды и торговые центры, больше похожие на рынки - крошечные арендаторы, занимающие отсеки по 15-30 кв. метров, узкие проходы между длинными рядами магазинчиков без вывесок, однообразные витрины, завешенными и заставленными товарами. Очередь торговых центров с профессиональной концепцией пришла двумя-тремя годами позднее, и если российская столица может похвастаться первыми торговыми проектами, соответствовавшими международным стандартам, открытыми в 2002 году, то в Казани они появились ненамного позже.
Развитие торговли в Казани идет по тому же пути, который прошли крупные города Центральной и Восточной Европы. В том числе, Москва и Санкт-Петербург. Структура товарооборота изменяется в сторону увеличения доли «цивилизованной» торговли. Такая динамика свидетельствует о повышении благосостояния жителей города и области и формировании так называемого «среднего класса», предъявляющего более высокие требования к уровню мест совершения покупок.
«Пионерами» ритейла в Казани стали «MEGGA-Парк», «Сити-Центр», в котором появился и проложил дорогу для многих других национальных и международных ритейлеров первый в городе продовольственный сетевик «Рамстор». С открытием «XL», до сих пор самого посещаемого торгового центра в городе, на рынок Казани вышел целый ряд московских сетевых операторов – «Спортмастер», «Адидас», «Снежная Королева», «Союз», «Игромакс» и другие. В том же 2004 г. крупнейший западный девелопер, работающий на данный момент на территории России – компания IKEA, открыла свой мебельный магазин, а затем выбрала именно Казань для реализации своего проекта семейного торгово-развлекательного центра и запустила свой первый региональный центр «МЕГА» в ноябре 2005 года.
На 2004-2005 гг. пришелся строительный бум в Казани. Во многом он связан с тысячелетним юбилеем города, именно под празднование подгадывали и открытия важных объектов недвижимости. Но подобных темпов роста торговых площадей не наблюдалось и не наблюдается ни в одном городе России. По количеству современных торговых площадей на душу населения Казань сегодня обгоняет Москву и вплотную приближается к западноевропейским столицам – и это при том, что доходы среднего жителя Казани нельзя сравнить с доходами парижан или мадридцев. Таким образом, столица Татарстана первая вплотную подошла к насыщению торговыми площадями.
Ниже приводятся данные по крупнейшим торговым проектам Казани последних лет:
Крупнейшие торговые центры Казани, 2005 |
|||
Название торгового центра |
Год открытия |
Адрес |
Общая площадь, кв. м. |
XL |
2004 |
Ямашева пр-кт, 93 |
40 000 |
Бахэтле |
2004 |
Ямашева пр-кт, 71а |
19 300 |
Грани |
2004 |
Арбузова ул., 5 |
12 770 |
МЕГА - Азино |
2005 |
Победы пр., 141 |
115 000 |
MEGGA-Парк |
2003 |
Сибирский тракт, 34 |
23 800 |
Рамстор |
2005 |
Нариманова, 170 |
14 300 |
Сити-Центр (I,II) |
2003 |
Мавлютова ул., 45 |
27 500 |
Тандем |
2005 |
Декабристов ул., 2 |
62 350 |
Южный |
2004 |
Победы пр., 91 |
21 150 |
Планируемые к вводу торговые объекты Казани |
|||
Название торгового центра |
Год открытия |
Адрес |
Общая площадь, кв. м. |
Кольцо |
2006 |
Петербургская ул., 1 |
40 000 |
Парк Хаус |
2006 |
Пересечение Ямашева пр. и ул. Мусина |
70 000 |
Салют |
2006 |
Павлюхина ул., 75 |
42 500 |
Спартаковский |
2006 |
Спартаковская ул., 6 |
33 000 |
Корстон |
2006 |
Ершова ул., 1 |
37 900 |
Детский Мир |
2007 |
Пушкина ул. |
21 000 |
Казанский |
2007 |
Пересечение Т. Гиззата ул. и Нариманова ул. |
12 500 |