В нынешнем году Киев обещают наводнить фаст-фудами
Прогнозируемый в начале 2005 года 40%-ный рост столичного рынка ресторанов быстрого обслуживания не состоялся: по итогам года его объем увеличился лишь на 20%.Эксперты связывают это с нехваткой площадок под открытие новых заведений, нестабильной политической ситуацией, а также изменениями в налогообложении. Тем не менее в нынешнем году как старожилы, так и новые участники рынка намерены наверстать упущенное, объявив о планах развития своих сетей.
Прогнозы не оправдались
Еще в начале 2005 года большинство представителей сетей фаст-фудов прогнозировали 40%-ный рост рынка, объем которого в денежном выражении должен был составить $650 млн. Однако на деле, по словам директора по маркетингу корпорации «Омекс» (ТМ «Два Гуся», «Сити» и др.) Михаила Темпера, он вырос лишь на 50–60% от запланированных показателей. Подтверждает это и генеральный директор компании «Росинтер Украина» (ТМ «Ростик’с», «Иль Патио» и др.) Руслан Красюк, отметивший, что наиболее динамично развивались заведения средней ценовой категории, тогда как сегмент более дорогих ресторанов в прошлом году был практически заморожен.
Эксперты называют несколько причин сложившейся ситуации. По мнению генерального директора компании «Ресторанный консалтинг» Ольги Насоновой, самой главной из них является нехватка подходящих площадок и помещений под размещение новых объектов. «В большинстве случаев фаст-фуды располагаются на арендованных площадях, стоимость аренды которых только за последний год поднялась в Киеве примерно в 1,5 раза. Но даже за такие цены найти подходящее помещение с проходимостью 1000 человек в час очень трудно, — говорит она. — Причем это касается и торговых центров: возводится их не так много, а в наиболее популярных и удачно расположенных для всех желающих места не хватает. К примеру, на введенном в прошлом году фудкорте ТЦ «Караван» работает более пяти операторов». Другими препятствиями развитию рынка в прошлом году стала нестабильная политическая ситуация в стране и изменения в налогообложении. К примеру, если в 2004 году рестораны с оборотом до 1 млн грн. в год работали по единому налогу, отчисляя в бюджет всего 6–10% от оборота, то в 2005 году это правило стало распространяться лишь на заведения с оборотом до 300 000 грн., превышение которого увеличивает бюджетные отчисления до 20%. «Хотя эти изменения в налогообложении и действовали лишь до августа, однако привели к заморозке ряда новых проектов, так как в подобных условиях заниматься ресторанным бизнесом стало нерентабельно», — пояснила г-жа Насонова.
Еще одной причиной, повлекшей снижение доходов фаст-фудов, стало постоянное удорожание сырья. По словам г-на Темпера, в 2005 году большинство сетей были вынуждены трижды поднимать отпускные цены на готовые блюда, что, естественно, сказалось на посещаемости многих заведений. «После подорожания свинины и говядины большинство компаний расширили ассортимент мясных блюд, приготовленных на основе курятины. Но возникшая угроза эпидемии птичьего гриппа породила в обществе панику, в результате чего рестораторы были вынуждены вновь уделять больше внимания другим видам мяса», — отметил он.
Сетей станет больше
Впрочем, представители фаст-фудов не намерены сдавать свои позиции, планируя компенсировать потери в нынешнем году. Ольга Насонова полагает, что на протяжении 2006 года объем столичного рынка вырастет как минимум на 40%, объясняя это озвученными планами по развитию существующих компаний и выходу новых сетей. К примеру, руководство киевской компании «Контакт», открывшей два года назад первое заведение под ТМ «Пузата Хата» по улице Бассейной, а также собственную производственную базу, заявило о намерении создать в этом году полноценную сеть. По словам генерального директора компании Владислава Гулия, в конце прошлого года была запущена вторая «Пузата Хата» на 60 посадочных мест на территории Metro, на март текущего года запланировано открытие третьего заведения в Пассаже на Крещатике, а летом начнет работу ресторан на территории Подольского универмага. «Инвестиции в запуск каждого объекта составят порядка 10 млн грн. Параллельно планируется и развитие в регионах — Днепропетровске и Харькове», — сообщил он.
Планы по созданию сети озвучило и руководство ООО «Мандри за смаком», единственное заведение которой под ТМ «Здоровеньки Були» начало работать в прошлом году на Крещатике. По словам заместителя директора ООО Виталия Кляцкого, уже в марте–апреле откроется второй фаст-фуд под данным брэндом на левом берегу. И хотя общее количество предполагаемых к запуску объектов он не уточнил, сославшись на то, что сейчас разрабатывается стратегия дальнейшего развития сети, однако отметил, что компания ориентирована не только на столицу. Также г-н Кляцкий добавил, что специально под новые заведения планируется создать производственную базу, где будет осуществляться грубая обработка продуктов.
По иному пути намерена пойти корпорация «Омекс», которая хочет развивать новый формат заведений под ТМ «Три пескаря», открывая их на территории офисных центров и крупных компаний. «Пилотные проекты заведений, на территории компаний Roshen и Avon, показали себя неплохо», — считает г-н Темпер. Развитие новой тенденции подтверждает и г-жа Насонова, по словам которой в нынешнем году наиболее динамично будут развиваться именно небольшие фаст-фуды площадью 50–150 кв. м или вообще предлагающие еду на вынос. «Ярким примером может служить появление сети Wokie Dokie», — полагает она. Эксперты уже подсчитали, что открытие такого заведения обойдется в $200 000, а его окупаемость составит около двух лет.
Толчком для развития столичного рынка станет и приход в Украину ряда иностранных компаний: о подобных планах объявила американская «Сбарро», литовская Chilly Pizza и транснациональная Yum (ТМ Pizza Hut, KFC, Taco Bell, John Long Silver). «Сбарро» планирует прийти в Киев через российского франчайзингового партнера и открыть в 2006 году не менее трех заведений, инвестировав в каждое из них $1,5–2,5 млн. А вот Yum, по словам Руслана Красюка, еще в прошлом году подписала соглашение с «Росинтером» о совместном развитии сети ресторанов под ТМ «Ростик’с — KFC». «Мы уже прорабатываем план по Украине. Однако сказать, сколько заведений будет открыто в этом году, пока трудно, поскольку сейчас только разрабатывается концепция под этот рынок», — рассказал он.