Перл в китайской оправе. В Петербурге создается "Балтийская жемчужина"
К 2010 году в Санкт-Петербурге будет реализован самый, пожалуй, масштабный градостроительный проект нашего времени. На юго-западном побережье Финского залива (между акваторией залива и Петергофским шоссе, к западу от Дудергофского канала) возводится комплекс "Балтийская жемчужина".
Его основным инвестором выступает Шанхайская заграничная объединенная инвестиционная компания, из-за чего будущий квартал уже получил неофициальное название Чайна-таун.
Впервые о своем желании вложить средства в строительство на петербургской земле китайские инвесторы заявили в июле 2003 года. Тогда же впервые возникло и название - "Балтийская жемчужина", выдающее масштаб амбиций китайской стороны. Первое соглашение - о порядке строительства комплекса - было подписано сторонами в Северной столице в декабре 2004-го. Уже в марте 2005-го она получила от Смольного статус стратегического инвестора этого масштабного проекта. В России для его реализации было учреждено ЗАО "Балтийская жемчужина" - компания со стопроцентным китайским капиталом.
Предполагается, что общий объем инвестиций в проект китайского квартала составит более 1,5 миллиарда долларов. Этим квартал уже вошел в историю - таких инвестиций в современную Россию еще не делали.
Комплекс "Балтийская жемчужина" должен быть построен до 2010 года и занять около 208 гектаров земли, на которых разместятся миллион квадратных метров жилья и 63 тысячи "квадратов" объектов социальной инфраструктуры. В числе последних - школы и дошкольные учреждения, дома творчества, библиотеки, спортзалы, несколько кинотеатров, буддийский храм и даже театр, который обещают сделать филиалом самой Пекинской Оперы. Градостроительным центром квартала должна стать 300-метровая крытая пешеходная зона, на которой расположатся рестораны, бутики, центры развлечений. Кроме того, проект предусматривает активное освоение акватории Финского залива: "Балтийская жемчужина" будет иметь в своем составе множество причалов для маломерных судов и реконструированный памятник культуры федерального значения - Матисов канал (1800). Одной из главных "фишек" планировки Чайна-тауна должна стать система каналов, которые, по замыслу проектировщиков, придадут китайскому кварталу истинно петербургский оттенок.
Говоря "проектировщики", мы привыкли подразумевать конкретную группу архитекторов и градостроителей, которые не покладая рук трудятся над обликом будущего района. Однако в случае с "Балтийской жемчужиной" все гораздо сложнее. Если быть точной - туманнее. Складывается такое впечатление, что архитектура "Жемчужины" китайских товарищей пока волнует меньше всего - закрепить бы само свое присутствие и финансовое влияние в городе на Неве. Экономические интересы китайской стороны заключаются прежде всего в том, что на территории "Жемчужины" появятся представительства различных банков и компаний Поднебесной, а также транспортный терминал, который будет полностью контролироваться китайцами.
Долгое время после оглашения информации о "Балтийской жемчужине" журналистам о ее облике не сообщалось вообще ничего, кроме того, что одна часть комплекса будет выполнена "в современном стиле, а другая - в традиционном китайском". Затем инвесторы провели закрытый международный архитектурный конкурс, участвовать в котором пригласили пять коллективов - один другого звезднее. Это американская проектная компания HOK, бельгийская "Xavier de Geeyter", британско-голландский консорциум "ARUP+OMA Partnership" (то есть сам Рэм Коолхаас!), объединенная команда архитекторов из Петербурга ("Земцов, Кондиайн и партнеры" и "Студия-44" братьев Явейн) и группа проектировщиков "SWECO FFNS" из Швеции.
С самого начала конкурс этот был не очень похож на конкурс. Китайская сторона вообще предпочитала употреблять слово "смотр", подчеркивая тем самым, что главное в нем - участие, а не победа. Работы оценивало жюри, в которое вошли представители 14 стран (в том числе и известный французский архитектор Доминик Перро, автор многострадального проекта нового здания Мариинского театра), и каждому из них китайские организаторы рекомендовали "не сосредоточиваться на недостатках проектов, а позволять себе лишь "позитивную критику". Что ж, кто платит, тот и музыку заказывает: жюри нашло слова поддержки и одобрения для каждого из представленных проектов.
По условиям конкурса, архитекторы должны были сделать проект жилого комплекса площадью 164 га на 35 тысяч жителей, детальную планировку территории и так называемый эскиз land mark - здания-символа "Балтийской жемчужины". Как обычно бывает в таких случаях, символическая составляющая проектов в итоге превалировала над всеми остальными: когда архитекторам предлагают пофантазировать, они обычно себе в этом не отказывают. Две команды из пяти представили визитную карточку "Жемчужины" вертикальной доминантой: у американцев вокруг шпиля раскинулся целый квартал офисно-жилой застройки, а бельгийцы совместили все функции в одном гигантском здании, склеенном из нескольких параллелепипедов. Еще два коллектива предложили сделать "визитную карточку" комплекса максимально похожей на жемчужину: у шведов шар расположен на самом побережье - эдакий дар моря, случайно выброшенный на берег, а россияне свой перл спрятали в спиралевидное здание, напоминающее раковину наутилуса. Кстати, именно в проекте петербуржцев эксперты единодушно увидели наиболее органичный сплав символики и функциональности: "раковина" Земцова и Явейнов прорезана каналами и состоит из высотных домов, соединенных изящными переходами. Самый экстравагантный проект предложил Рэм Коолхаас: стеклянные коробки, хаотично разбросанные по побережью, гигантские арки (видимо, реверанс в сторону Новой Голландии). Как гласила пояснительная записка, архитекторы создали город, "который испытал на себе сильное воздействие... Только на этот раз его последствиями не были хаос и разрушение. Каким-то чудом после этого воздействия во всем наступило улучшение".
Самое интересное, что жюри не только не смогло найти среди участников победителя, но признало одинаково достойными всех архитекторов. Вот вам и смотр! На объявлении результатов конкурса руководители Шанхайской заграничной объединенной инвестиционной компании и губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко единодушно заявили, что "самый амбициозный проект ХХI века" должен стать компиляцией обнародованных архитектурных концепций. Объединить достоинства каждого из проектов, найденные жюри, поручено его председателю - директору шанхайского Института градостроительного проектирования У Чжицзяну. Кстати, подобный опыт у г-на Чжицзяна имеется: он является главным архитектором комплекса всемирной выставки "Экспо-2010", который проектируется по следам "сбора идей" среди 10 международных коллективов. Впрочем, конкурс на лучший проект "Балтийской жемчужины" носил рекомендательный характер, и это означает, что китайская сторона может вообще не учитывать полученных предложений. В конце концов архитекторам щедро заплатили за участие.
Думать, что в итоге на берегу Финского залива будет построено нечто совершенно новое, есть все основания. В частности, в конце прошлого года в Смольном состоялось совещание координационной группы по первоочередным вопросам реализации проекта Чайна-тауна, где была утверждена новая планировка комплекса. Нужно ли говорить о том, что она не имела ничего общего ни с одним из участвовавших в конкурсе вариантов? Китайская сторона решила увеличить коммерческую составляющую "Жемчужины" и переместить ее из центра квартала на побережье. Предполагается, что у вод Финского залива будет построен самый крупный в Европе торгово-развлекательный комплекс, в котором поместятся и Конгресс-холл, и аквапарк, и даже океанариум. На принесенных на совещание планшетах многофункциональный объект был изображен в бионическом стиле, однако инвесторы призвали собравшихся не пугаться - мол, это лишь предварительный вариант, а архитектура будет позже. Валентина Матвиенко при этом подчеркнула: "Речь идет лишь о том, что та развлекательная, туристическая часть, которая планировалась изначально, будет представлена большим количеством площадей. Увеличение коммерческой составляющей произойдет за счет повышения высотности зданий, а также улучшения планировки".
Сегодня на юго-западе Финского залива уже вовсю суетится строительная техника. Здесь ведутся работы по планировке дорог. До возведения конкретных зданий, конечно, еще очень далеко, так что надежда на то, что архитектурный вопрос будет не только прояснен, но и всесторонне обсужден специалистами, еще есть. Если, конечно, китайские товарищи найдут на это время.