Концессионные дороги
Первыми концессионными проектами, основанными на принципах государственно-частного партнерства, возможно, станут строительство Западного скоростного диаметра (ЗСД) в Санкт-Петербурге и строительство участка скоростной автомобильной дороги Москва—Санкт-Петербург.
Как заявил в конце прошлой недели замминистра экономического развития и торговли Кирилл Андросов, инвестиции в эти проекты составят $3,5 млрд. Чиновники пока что не разглашают имена потенциальных инвесторов, а само государство, скорее всего, профинансирует проекты за счет средств инвестфонда.
«Мы заставим закон о концессиях работать»,— уверен Андросов. По его словам, Минэкономразвития ведет работу по подготовке двух концессионных соглашений. Речь идет о строительстве первого участка скоростной автомобильной дороги Москва—СанктПетербург, с 15-го по 58-й км, стоимостью $1 млрд.
А также о строительстве Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге, объем финансирования которого оценивается на уровне $2,5 млрд. Предполагается, что большую часть средств в ЗСД инвестируют частные компании, из бюджета Санкт-Петербурга будет выделено 10 млрд руб., и около 18 млрд руб. — из федерального бюджета. Скорее всего, федеральная часть средств будет направлена из инвестиционного фонда.
На прошлой неделе Кирилл Андросов назвал ЗСД наиболее реальным победителем конкурса среди регионов, претендующих на средства инвестфонда. (Об этом «Бизнес» писал 17 февраля). Что касается западных инвесторов, то их имена в МЭРТ пока не разглашают, ссылаясь на конфиденциальность информации. «Интерес к проектам проявили итальянские и французские компании»,— лишь уточнил Андросов.
Эксперты соглашаются, что интерес иностранных инвесторов к концессионным проектам оправдан, поскольку подобная форма сотрудничества бизнеса и государства распространена за рубежом и многие компании уже имеют подобный опыт работы.
Однако заместитель генерального директора компании «Объединенные юристы» Владимир Косков опасается, что для компаний велика вероятность юридических рисков. И это может оттолкнуть потенциальных инвесторов.
«В России пока нет опыта обслуживания концессионных отношений, поэтому могут возникнуть разночтения в тех или иных законодательных терминах. Например, в концессионном договоре необходимо указать, какова правоспособность государства по отношению к территории, выделенной под проект, а также каковы права инвесторов и управляющих субъектов»,— отмечает Косков.
В свою очередь директор проектов ИАА SeaNews Алексей Безбородов отмечает, что весь вопрос в том, какая именно составляющая проекта заинтересует инвесторов.
«Местные власти заинтересованы в том, чтобы разгрузить определенные маршруты за счет строительства ЗСД. В свою очередь инвесторы изъявляют желание развивать прилегающую территорию, инфраструктуру вокруг этого проекта»,— говорит Алексей Безбородов из SeaNews.
Оксана Карпова, Ольга Кувшинова