Цвет:0abc

Аренда коммерческой недвижимости, продажа жилой недвижимость, складская и загородная недвижимость |Новости |Транспорт |Долгая дорога


Пермь | 07 февраля 2006 | Транспорт

Долгая дорога

26 января в Законодательном собрании Пермской области обсуждались поправки в законопроект «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности на территории Пермской области», вносящий ряд ограничений в передвижение транспорта по дорогам региона. Работу над законопроектом парламентарии начали еще в прошлом году, но из-за множества поправок окончательное решение законопроекта не раз откладывалось.

В ходе разработки законопроекта по инициативе губернатора Пермского края Олега Чиркунова была внесена поправка, предусматривающая дополнительную статью «Платные автомобильные дороги общего пользования». Основная концепция этого проекта  заключается в передаче определенного участка дороги частной компании, которая берет на себя обязательство поддерживать его в хорошем состоянии, взимая плату с проезжающих по этой территории автомобилей. При этом подразумевается, что «придорожный» бизнес (заправки, мотели, закусочные) также должен принадлежать компании, ответственной за содержание трассы. 

Возможность появления платных дорог на территории региона рассматривается с 2003 года. Особенно громко об этом говорили во время октябрьского визита в Прикамье министра транспорта Игоря Левитина, который заявил, что положительно оценивает приход бизнеса в дорожную отрасль.
Несмотря на то что тема привлечения частных инвесторов в дорожное строительство обсуждается уже не один год, никаких конкретных шагов по реализации хотя бы одного проекта предпринято не было. Такое бездействие объясняется отсутствием законодательной базы, регулирующей отношения в этой области. Тем не менее, поправка о платных дорогах, внесенная Олегом Чиркуновым, была отклонена депутатами.

Доцент кафедры строительства автомобильных дорог ПГТУ Альберт Бургонутдинов считает, что существование платной дороги на территории Пермского края может быть выгодным как организаторам проекта, так и автомобилистам: «Мы занимались расчетами самоокупаемости дорог, проводили ряд исследований. При условии альтернативы платные дороги на территории региона могут быть прибыльными».

Между тем Альберт Бургонутдинов полагает, что предпринимательство в сфере дорожного бизнеса — прерогатива властей: «Заниматься «курированием» дорожного участка должно, как минимум, огромное объединение с мощными ресурсами, еще более выгодно это будет администрации района, по территории которого пролегает дорога. Это диктуется особенностями «дорожного» бизнеса: необходимые вложения исчисляются десятками и сотнями миллионов рублей, тогда как срок окупаемости такого проекта при максимальной рентабельности — около 10-15 лет. Справиться с такой задачей, на мой взгляд, может бюджет администрации при подключении областного или федерального ресурсов».

Глава Горнозаводска Леонид Софонов в разговоре с «Регионы b.c.» признался, что на данный момент местными властями вопрос о платных дорогах не обсуждался: «Я плохо представляю себе, как это можно осуществить. Теоретически платная дорога —  интересный проект, но мы пока даже и не думали о том, чтобы создать что-то подобное. Никаких расчетов мы не проводили».

По подсчетам экспертов, для того, чтобы платная трасса стала рентабельной, интенсивность движения по ней должна составить около 20 тыс. автомобилей в сутки. А движение по самой оживленной трассе края — Пермь — Екатеринбург — колеблется в пределах 7-8 тыс. автомобилей. Специалисты приходят к выводу, что при таких условиях территория, прилегающая к платной дороге, должна принадлежать тому, кто эту дорогу содержит. Анализ зарубежного опыта в сфере платных дорог, проведенный специалистами технического университета, показал, что плата за проезд составляет 85-90 % общего дохода от бизнеса. Остальная часть прибыли — от коммерческого использования придорожной зоны.

Так, у «хозяина» дороги должна появиться возможность полностью взять под контроль «придорожный» бизнес: мотели, закусочные, заправки. Альберт Бурогутдинов в разговоре с корреспондентом «bc» сообщил, что срок окупаемости одной заправочной станции при условии удаленности от других не менее чем на 40 километров составляет всего 10 месяцев с момента сдачи ее в эксплуатацию.

Ряд специалистов считают, что в регионе пока нет инвесторов, способных вложить средства в платную дорогу.

Александр Гончаров, генеральный директор ОАО «Лысьвенское ДСУ»:
— На данном этапе я не вижу того, кто бы мог инвестировать в  строительство дороги, чтобы потом еще и содержать ее: следить за состоянием, проводить ремонт.

По информации «Регионы b.c.», в областной администрации всерьез разработкой проекта платной трассы не занимаются.

Михаил Бажуков, заместитель начальника дорожного департамента:
— В настоящее время в нашем управлении вопросом платных дорог никто не занимается. Основная причина — отсутствие законодательной базы.

По информации нескольких источников, в департаменте благоустройства Перми рассматривали возможность привлечения частных инвестиций в дорожную отрасль. Запланированный по этому проекту мост, который соединит Мотовилихинский район с поселком Верхняя Курья, должен быть построен на деньги частных инвесторов и впоследствии стать первым платным мостом на территории Пермского края. Но председатель департамента Анатолий Дашкевич в разговоре с «Регионы b.c.» эту информацию опроверг: «Я, вообще, не могу представить, чтобы в Перми можно было бы осуществить подобный проект».

Несмотря на опыт зарубежных стран, подтверждающий привлекательность платных дорог, в пермском регионе пока не находится потенциального инвестора, способного вложить в строительство деньги. А попытки областных властей внедрить платные дороги пока безрезультатны. Ситуация с их возможным появлением статична, как и год назад, когда газета Business Class освещала эту тему (см. № 9 (25) от 14 марта 2005 г.).

Так как законодательная база, касающаяся дорожных вопросов, пока находится в стадии разработки, ожидать в ближайшие два-три года появления платных дорог на территории региона не приходится. По информации «Регионы b.c.» на прошлой неделе Минтранс России направило на согласование в Минюст законопроект «О платных автомобильных дорогах». По мнению законодателей, это должно способствовать привлечению инвестиций в строительство дорог.

Игнат Еловиков


Тема дня