Spar отправилась за город
Компания «Спар централ Раша» (сеть супермаркетов Spar) пополнила число ритейлеров, заключивших инвестиционные договоры с правительством Московской области. За два года Spar собирается построить в Подмосковье 15 торговых центров, вложив в строительство $50 млн.
Вчера правительство Московской области утвердило инвестиционный проект по строительству в Московской области сети центров торговой марки Spar. В 2006–2008 годах должно быть построено 15 торговых центров Spar — по два-три в крупных городах. Инвестиции в проект составят $50 млн. Это подтвердил председатель областного комитета потребительского рынка Вячеслав Фомичев.
Президент компании «Спар централ Раша» (владеет мастер-франшизой Spar на Центральный регион и Поволжье) Дмитрий Маслов не смог уточнить, в каких городах будут построены первые супермаркеты.
«В нескольких городах согласование на финишной прямой, но точно можно будет говорить месяца через два-три. Мы ждали постановления правительства Московской области и надеемся, что это придаст некоторое ускорение переговорным процессам. Постановление — политическое решение, но в каждом районе надо разговаривать отдельно с администрацией»,— говорит он.
По словам Маслова, компания планирует строить супермаркеты площадью до 2,5–3 тыс. кв. м. «Мы не считаем, что Московская область насыщена розничной торговлей, место есть. Хотя, конечно, мы не будем строить супермаркеты напротив „Ашана” или другого гипермаркета»,— разъясняет он.
Участники рынка не считают, что заключение соглашения с областью поможет Spar в переговорах с районными администрациями.
«Такое соглашение с Московской областью может заключить любой желающий. Два-три года назад такие бумаги подписали почти все дискаунтерные ритейлеры: „Дикси”, „Копейка”, „Пятерочка”,— надеялись с их помощью оградить себя от произвола чиновников. Но быстро в них разочаровались: защиты они не дали и получение площадок не ускорили,— вспоминает сотрудник одной из подмосковных сетей.— Ну разрешил Громов открывать Spar. Что такое Spar для местного царька? Он решает, нужна ему на его территории сеть не потому, что сказало руководство, а потому, выгодна она ему или нет».
С ним соглашается экс-директор по развитию сети «Подмосковный магазин» (ПОММ) Вениамин Затейкин: «Такие договора — не больше чем рамочные соглашения. Все текущие проблемы все равно придется решать с местными руководителями, для которых подобные документы — просто бумажки».
Другой точки зрения придерживается гендиректор «Копейки» (подписала такой договор в 2003 году) Сергей Ломакин: «Сети это пойдет на пользу— общение с правительством области должно стать легче. К тому же у всех конкурентов такие соглашения имеются, и не могу сказать, что они не помогают».
А председатель совета директоров сети «Утконос» Алексей Грицай считает, что говорить о том, получит ли Spar что-то от соглашения с правительством области, достаточно сложно.
«Все зависит от того, что конкретно власти гарантировали Spar. Если в соглашении указывается, что областное правительство будет поддерживать работу компании, то это станет очень большим плюсом. Землю под свои объекты компания начнет приобретать, скорее всего, на вторичном рынке. Здесь помощь местных администраций в оформлении всех документов и ускорении процесса окажется как нельзя кстати»,— считает Грицай.
Марина Носкович, Ольга Кувшинова, Иван Мацарский