Последний год удался операторам
За прошлый год российский рынок IP-телефонии увеличился вдвое, до $260 млн- таков итог 2005 года, который подвели аналитики некоммерческого партнерства "Центр исследования проблем развития телекоммуникаций" (ЦИПРТ). Однако от прогнозов на 2006 год эксперты ЦИПРТ воздержались, равно как и аналитики других компаний. По признанию участников рынка, у IP-телефонии нет никаких коммерческих перспектив - Мининформсвязи фактически отменило ее новыми правилами оказания услуг связи.
Прошлый год российским IP-телефонистам удался: совокупный доход операторов вырос на 53%, с $170 млн в 2004 году до $260 млн в 2005м. Клиенты VoIP-операторов наговорили в общей сложности 4,6 млрд минут. Как отмечает ЦИПРТ, в минувшем году традиционные операторы увеличили объем IP-трафика на 75%. В то же время доля IP в общем объеме доходов отрасли связи в России оставалась в 2005 году невысокой - около 1%, хотя и повысилась по сравнению с 0,9% 2004 года и 0,5% в 2003 году. При этом доля IP-телефонии в доходах от междугородной и международной связи существенно выше: в 2005 году она составила 8,6%.
С данными ЦИПРТ не соглашается аналитик J'son & Partners Борис Овчинников. По его данным, объем рынка только карточной IP-телефонии в 2005 году превысил $300 млн, а если прибавить к ним услуги корпоративным абонентам, то цифра получается еще более внушительная.
"Динамика роста не могла достигнуть 53%, скорее всего, наши коллеги недооценили рынок в 2003-2004 годах, когда он переживал период самого быстрого роста",- считает Овчинников. Он придерживается мнения, что основная клиентская база IP-операторов сформировалась два года назад, а в 2005-м рынок прирастал в основном корпоративными пользователями - в этом сегменте наблюдался самый существенный рост.
О перспективах бизнеса IP-операторов в 2006 году не берется судить ни один аналитик. Дело в том, что, выпустив несколько постановлений о правилах работы операторов связи, Мининформсвязи объявило половину рынка IP-телефонии вне закона. "Перспектив нет никаких, чиновники поставили точку на IP-телефонии в том виде, в котором она существовала раньше",- резюмирует директор по маркетингу компании "Корпорация ОСС" Дмитрий Красильников. По его словам, услуги, которые раньше позиционировались как IP-телефония, теперь будут продаваться под названием "международная и междугородная связь" операторами дальней связи.
Прежде для оказания услуг оператору было достаточно лицензии на передачу данных, и он со спокойной душой мог использовать комбинацию сетей передачи данных и обычных телефонных сетей. В новой трактовке чиновников IP-телефонией может считаться только голосовой звонок с компьютера на компьютер, а для вызовов по межгороду оператору нужно либо построить собственную сеть связи, либо пропускать трафик по каналам операторов дальней связи.
"Тарифы при этом вырастут в несколько раз. Совершенно точно",- уверяет Дмитрий Красильников. Для примера он приводит тарифы "Электросвязи" - $10 тыс. за подключение и $6 тыс. ежемесячно за аренду каналов. "В Европе за те же услуги компания заплатит 75 евро. Так что работать по существующим тарифам будет невыгодно",- уверяет он. К примеру, если сейчас телефонный звонок из Москвы в США от операторов IP-телефонии стоит в среднем 10 центов за минуту, то по каналам "Ростелекома" - 45 центов.
Первая ласточка наметившегося угасания нынешних IP-операторов - закрытие мелких региональных компаний. "Из более 200 наших партнеров в регионах несколько мелких операторов уже прекратили работу",- говорит директор "Корпорации ОСС". При этом, по его словам, закрытие IP-регионалов активно лоббируется местными "дочками" "Связьинвеста" - межрегиональными операторами МРК.
По сведениям Красильникова, государственные телефонисты начали "кампанию по мотивам репрессий 1934 года" и отправляют в надзорные органы "жалобные письма". Действительно, оказавшись вне закона, не все IP-операторы смогли быстро перестроиться на новые схемы работы и продолжают оказывать услуги связи по-старому. "Есть мнение, что негласно Мининформсвязи дало операторам IP-телефонии еще полгода на реорганизацию бизнеса, и где-то с июля 2006 года стоит ждать череды судебных исков и разбирательств регуляторов с компаниями связи,- утверждает аналитик J'son & Partners Борис Овчинников.- Перспективы рынка зависят от активности чиновников и вероятных исходов судебных тяжб".
Так или иначе, эксперты констатируют, что абоненты нынешних IP-операторов никуда не денутся, и спрос на услуги связи - междугородные и международные вызовы - останется. "Весь этот объем рынка перераспределится на другие сегменты",- считает технический директор "Зебра телекома" Сергей Кудрин. С ним соглашаются аналитики: спрос на услуги телефонии, а вследствие, и рынок будет продолжать расти прежними темпами.
Александра Крекнина