Николай Шеховцов: «В Москве мы хотим построить до 50 отелей»
В столице через несколько лет может появиться серьезный девелопер и управляющая компания в сегменте трехзвездных гостиниц — «Сити-отель». Сейчас она завершает строительство своего первого отеля «Шерризон» рядом с аэропортом Шереметьево. В текущем году «Сити-отель» рассчитывает приобрести около 10 площадок в Москве для строительства гостиниц. В перспективе их число должно увеличиться до 50. Кроме того, все гостиницы новой сети предположительно станут позиционироваться под брэндом Best Western: соглашение намечено подписать в апреле.
О том, что будет построено на этом месте, обозревателю «Бизнеса» Илье Терентьеву рассказал генеральный директор «Сити-отель» Николай Шеховцов.
— Как вам достаются площадки?
— Все очень просто. Москва проводила достаточно большое количество конкурсов на гостиничные проекты. Люди и компании, скупившие эти площадки, как правило, не занимаются гостиничным бизнесом, а мы находимся на «низком старте» и готовы покупать площадки и строить на них. Сейчас мы уже рассматриваем 10 конкретных площадок в столице. Хочу подчеркнуть, что все земельные участки мы покупаем исключительно на рынке. Изначально мы рассматривали вариант возможного вхождения в программу строительства гостиниц города Москвы, однако поняли, что, используя административный ресурс, мы будем развиваться дольше.
— Компания «Сити-отель» до сих пор не была известна на столичном рынке недвижимости. Какие планы у вас в Москве?
— В ближайшие 15 лет мы рассчитываем открыть в Москве около 50 отелей, которые частично войдут в состав многофункциональных комплексов. Сейчас мы завершаем свой первый проект «Шерризон» недалеко от аэропорта Шереметьево и планируем запустить этот комплекс в сентябре текущего года. Я считаю, что эту площадку можно отнести уже к московским проектам. Кроме того, сейчас можно смело назвать несколько других площадок — рядом с метро «Беговая» (ул. Беговая, вл. 2б), в районе метро «Улица 1905 года» (Пресненский вал, вл. 1/2), а также недалеко от Павелецкой площади, на территории бывшего фурнитурного завода. По первому проекту у нас уже оформлен договор аренды участка на 49 лет, по Пресненскому валу на выходе находится постановление о разработке предпроектной документации. На Кожевнической улице (фурнитурный завод) мы выкупаем у компании «Ведис капитал» права на инвестирование в строительство гостиницы. Общий объем инвестиций в эти проекты может составить более $200 млн.
— Откуда вы будете привлекать средства на реализацию столь амбициозных планов?
— Естественно, мы рассчитываем использовать заемные средства, в основном это будут вложения частных инвесторов. Есть люди, которые предпочитают вместо банков вкладывать деньги под проценты в живые проекты. Часто проценты при реализации таких проектов оказываются даже больше, чем банковские.
В целом на рынке сегодня есть две категории игроков. Первая, это те, кто работает с банковскими кредитами, специально созданными, скажем, для инвестиций в коммерческую недвижимость. Для этого банки часто привлекают депозиты под высокие проценты для инвестиций в тот или иной проект. Вторая категория игроков — компании, работающие с частными инвесторами. В Москве многие строительные проекты финансируются именно таким образом. Особенно это актуально для новичков в строительстве. Банк хочет финансировать, когда построена недвижимость, когда налажены финансовые потоки от эксплуатации, а с точки зрения проектного финансирования российские банки очень слабы. С ними можно вести переговоры полгода или даже год и так ничего и не получить.
Зато очень активно в Москве сейчас работают иностранные банки, которые очень конкурентны. Они более мобильны: быстрее принимают решение и плюс к тому предлагают низкие ставки.
— Гостиницы очень долго окупаются. Как вы планируете решать эту проблему?
— Конечно, мы понимаем, что гостиничный бизнес не сможет обеспечить сразу сверхдоход. Поэтому мы собираемся вместе с гостиничными комплексами строить многофункциональные и офисные центры. Кроме того, мы открыты для рынка и готовы продавать до половины каждого объекта, таким образом развивая проект за счет собственного, а не заемного капитала.
В основе нашей концепции — строительство возле станций метро. В первую очередь это связано с транспортной доступностью. В таких местах очень выгодно делать и офисы, и торговлю. Причем я уверен, что большинство жильцов в гостинцах будут пользоваться именно метро из-за постоянных пробок. Другими словами, метро для любого проекта — это огромный плюс. Большая часть наших центров будет иметь два имени: одно — глобального брэнда, а второе — имя собственное, и вполне вероятно, что это будет название метро. Скажем, «Best Western—Беговая».
— Вы уже смело приводите название Best Western, значит, договоренность по франшизе получена?
— Предварительное одобрение со стороны наших партнеров уже есть, но до подписания договора, которое должно состояться в апреле текущего года, говорить об этом брэнде на наших гостиницах рано. При положительном решении на трехзвездных гостиницах появится название Best Western, а на четырехзвездных Best Western Premier. Всего в России мы сейчас ведем пять программ. Кроме Москвы, в наших интересах войти на рынок Санкт-Петербурга, а также построить отели в Московской области, на Золотом кольце и в целом в регионах России. Каждая программа самодостаточна. В СанктПетербурге у нас строится сразу два отеля, один из них на Фонтанке. В Подмосковье строится комплекс «Яхрома», рядом с горнолыжным курортом.
Что касается проектов «Золотой колос» и «Останкино» в Москве, то мы по-прежнему ими активно занимаемся. Сейчас идет подготовка акта разрешенного использования на строительство на их месте современных гостиниц. Но по этим проектам принимает окончательное решение Москва, а его констатация происходит в самый последний момент. Отчасти это политика.
Чтобы не быть зависимыми от этих проектов, мы решили просто пойти на рынок и купить площадки, которые нам интересны. То есть если вдруг нам скажут столичные власти, что ими было принято решение о передаче «Золотого колоса» и «Останкино» другому инвестору, то мы, конечно, расстроимся, но у нас уже будет в портфеле ряд других проектов. Мы независимы и мобильны — в этом наше преимущество.
— Кто сегодня является вашими конкурентами?
— Рынок сегодня неконкурентен. О себе заявили несколько компаний, которые готовы стать национальными гостиничными сетями, но на рынке Москвы активной работы этих сетей пока нет. Понимаю, что столичный рынок сегодня самый сложный, поэтому конкуренции мы пока не ощущаем. Но проблема заключается в том, что на данный момент серьезных заявок с их стороны нет. Я знаю только одного игрока — «Отель девелопмент», который хочет активно заниматься на московском рынке гостиничным бизнесом и предпринимает для этого конкретные усилия. Мы для себя поставили задачу освоить московский регион и постепенно к ней двигаемся. «Сити-отель» готов построить много, причем рост компании идет с опережением плана развития в разы.