Нижний Новгород. Дорогое удовольствие
Правительство Нижегородской области решило разместить «объекты мелкорозничной сети» (ларьки, киоски, павильоны, палатки. — «Ъ») на первых этажах торговых помещений. В областном правительстве считают, что данная мера позволит усилить санитарный контроль за продукцией, повысить качество потребительских услуг и будет стимулировать развитие мелкого бизнеса в регионе.
По мнению участников рынка, правительственная инициатива упорядочит процедуру получения предпринимателями разрешительных документов, необходимых для ведения торговли. В то же время эксперты уверены, что введение новых правил станет «дорогим удовольствием» для мелких предпринимателей, расходы которых возрастут, и «будут на руку» средним и крупным ритейлерам.
Проект постановления «Об утверждении Типовых правил работы объектов мелкорозничной сети на территории Нижегородской области», разработанный региональным министерством поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг, был одобрен областным правительством во вторник, 7 марта.
Вчера на пресс-конференции министр поддержки и развития малого предпринимательства Денис Лабуза рассказал о предусмотренных новыми правилами изменениях на рынке мелкорозничной торговли.
По мнению Дениса Лабузы, необходимость в разработке правил деятельности предприятий уличной торговли была обусловлена тем, что «ларьки и киоски стали хаотично заполнять наши улицы»: «Такого безобразия с уличной торговлей нет ни в Париже, ни в Берлине, ни в других цивилизованных городах — там эти вопросы жестко регламентированы и четко прописаны».
Как объяснил министр, согласно новым правилам работы мелкорозничной сети, к 1 сентября текущего года органы местного самоуправления должны подсчитать общее количество предприятий мелкой розницы на своей территории, определить места их будущего расположения и сроки переездов с улицы под крыши торговых зданий, а также озвучить сроки проведения тендеров на право аренды торговых площадей. Кроме того, новые правила мелкорозничной торговли должны будут пройти согласование с предпринимательским сообществом и профессиональными ассоциациями.
В областном правительстве считают, что данная мера позволит усилить санитарный контроль за продукцией, повысить качество потребительских услуг и будет стимулировать развитие мелкого предпринимательства в регионе. «Инициатива нижегородского правительства, на мой взгляд, может стать основой реализации пятого национального проекта по развитию малого бизнеса, а Нижегородская область станет пилотной площадкой для этого», — поделился своими надеждами господин Лабуза.
Президент Нижегородской ассоциации предприятий быстрого питания Алексей Носов поддержал инициативу правительства: «Это упорядочит процедуру получения предпринимателями разрешительных документов, необходимых для ведения торговли».
В то же время желание министерства поддержки и развития малого предпринимательства разместить киоски и ларьки на первых этажах торговых помещений господин Носов назвал «декларацией о намерениях, а не ограничительной мерой»: «Мне кажется, это коснется не всех предприятий мелкой розницы, поскольку физически невозможно загнать всех мелких предпринимателей под крыши».
В то же время, по мнению экспертов, введение новых правил мелкорозничной торговли станет «дорогим удовольствием» для мелких предпринимателей, расходы которых возрастут, и «будет на руку» средним и крупным ритейлерам.
Руководитель центра консалтинга Союза магазинов Нижегородской области Вадим Носов назвал решение правительства Нижегородской области «долгосрочной перспективой» и заявил, что отказываться от мини-маркетов «нецелесообразно»: «У нас их много, а их услуги нужны населению». По мнению эксперта, целесообразней принять решение о замене киосков и ларьков мини-маркетами.
Аналитик ИК «Финам» Владислав Кочетков отметил, что размещение бывших уличных торговых объектов на первых этажах зданий может стать «дорогим удовольствием» для владельцев киосков и ларьков: «Затраты предпринимателей вырастут, а доходы упадут, поэтому на мелком бизнесе инициатива регионального правительства отразится отрицательно».
Собеседник «Ъ» пояснил, что только около 30% объектов мелкорозничной торговли «найдут себе место в зданиях»: «Часть мини-маркетов расположена на остановках общественного транспорта, рядом с которыми просто нет никаких зданий. Большинству предпринимателей, имеющих павильоны в центральной части Нижнего, скорей всего будет предложено расположиться в спальных районах города».
Вместе с тем, по мнению господина Кочеткова, ослабление позиций мелких торговцев «будет на руку» средним и крупным ритейлерам. По словам Владислава Кочеткова, решение о ликвидации мини-маркетов «спорно и лишено экономического смысла»: «Мини-маркеты вполне встраиваются в облик города. Тем более что в других российских городах, например в Москве, с ними никто не борется».
Справка:
По данным администрации Нижнего Новгорода на 1 апреля 2005 года, потребительский рынок города включает в себя 2457 магазинов торговой площадью 462,0 тыс. кв. м, 2279 предприятий мелкорозничной стационарной торговой сети.
Среди объектов мелкорозничной торговли — 1396 торговых павильонов (мини-магазинов), из них 1185 продовольственных и 211 непродовольственных; 883 киоска, из них 688 по продаже продовольственных товаров, 195 по продаже непродовольственных товаров; 50 рынков и торговых (ярмарочных) площадок.
Мария Кузнецова, Сергей Дружинин