Выживаемость знаний и спасение пострадавших - прямая зависимость?
При тяжелых ранениях фактор времени играет решающую роль. Поражение современным стрелковым оружием часто сопровождается шоком. В таких случаях первая помощь должна оказываться немедленно, на месте происшествия в порядке само- и взаимопомощи. В одном из номеров мы уже писали о роли медицинской подготовки в работе сотрудников физической защиты (ЧОП, служб безопасности и инкассации). Руководители многих крупных предприятий, работающих в сфере безопасности, стали уделять внимание не только правовой, огневой и физической подготовке своих сотрудников, но и медицинской. Большая часть руководства таких предприятий - бывшие офицеры, которые не понаслышке знают о важности быстрого и умелого оказания помощи.
Но к сожалению, часто те, кто преподает медицинский раздел, не имеют четкого представления о том, каким объемом медицинских знаний сотрудник физической защиты должен обладать для качественного оказания первой помощи. И если для врачей, фельдшеров, спасателей есть утвержденные учебные программы, определены практические навыки, то при подготовке сотрудников охранных предприятий возникают определенные проблемы.
Одной из главных проблем является отсутствие единой идеологии, утвержденного объема первой помощи и перечня практических навыков, которыми они должны овладеть. В связи с этим программы обучения ориентированы на собственное видение проблем первой помощи преподавателей и руководства учебного центра. Поэтому обучение в ряде центров либо минимизировано, либо расширено до объема работы спасателя (вливание плазмозаменяющих растворов, применение табельных средств для иммобилизации переломов, квалифицированное освобождение дыхательных путей). Некоторые из этих манипуляций в последующем невозможны к исполнению из-за отсутствия у сотрудников физической защиты материального оснащения либо просто опасны в клиническом и юридическом аспектах.
Качество обучения первой помощи в этих центрах довольно низкое. Связано это не только с тем, что в программах подготовки вопросы оказания помощи присутствуют в минимальном объеме, но и с тем, что вопросы первой помощи, не являясь специальными, проводятся по остаточному принципу. Время, отводимое на обучение первой помощи, очень мало даже для теоретического изучения, не говоря уже о приобретении практических навыков. Например, в программе обучения работников ГИБДД на первую помощь выделяется 6 часов в год, сотрудников охраны - 2 часа однократно при прохождения курса, необходимого для получения лицензии охранника. Очевидно, что за такое время качественно изучить вопросы первой помощи и приобрести практические навыки невозможно.
Вторым очень существенным недостатком в обучении первой помощи является отсутствие или очень малое внимание, уделяемое отработке практических навыков. Связано это как с малым количеством времени на обучение, так и с отсутствием оборудования для отработки таких навыков, специальных манекенов и тренажеров. Поэтому практические навыки, как правило, сводятся к наложению резинового жгута «Эсмарха» и к ответам на вопросы в экзаменационных билетах и тестах.
Мы провели обучение и анкетирование более 1500 сотрудников физической защиты. По результатам выяснилось, что около 90% опрошенных в прошлом проходили медицинскую подготовку. Но на вопрос «Можете ли вы оказать адекватную помощь раненым?» практически все ответили отрицательно. В связи с этим хотелось бы поделиться опытом подготовки сотрудников физической защиты различного уровня - от охраны объектов до личной охраны первых лиц государств. После обучения по разработанной нами методике курсанты показывают высокий уровень не только теоретических знаний, но и, что, безусловно, является важнее, достаточно высокую степень владения практическими навыками по оказанию экстренной реанимационной и первой помощи раненым.
При подготовке сотрудников физической защиты мы используем следующие принципы.
Начальным этапом в освоении любой манипуляции является получение информации. Однако любая информация пассивна. Ее можно принять, а можно пропустить, как говорится, «мимо ушей». Для лучшего восприятия следует активно использовать все каналы поступления информации от инструктора к курсанту: вербальный, зрительный, тактильный. При обучении мы широко используем слайды и учебные фильмы. Всю информацию курсанты не только слышат, но и видят на экране. Устройства, которые сотрудник может использовать в реальной жизни, обучающийся может подержать в руках. Такая информация легко трансформируется в знание. Однако для эффективного оказания помощи этого недостаточно: мало просто знать, к примеру, как остановить артериальное кровотечение при огнестрельном ранении, надо уметь это делать. Попробовав несколько раз провести ту или иную манипуляцию, человек приобретает умение. Но и этого для оказания адекватной помощи тоже может быть недостаточно. Ведь зачастую работать приходится в экстремальной ситуации, в условиях продолжающегося боя, при крайнем дефиците времени. Поэтому умение должно превратиться в навык. Навыки - это определенные действия, которые в результате постоянных тренировок становятся неизменными, практически автоматическими. Они предназначены для конкретных действий в определенной ситуации. Человек, обладающий, к примеру, навыками по проведению сердечно-легочной реанимации, сможет качественно провести ее в любом месте, в любых условиях. Однако сотрудник физической защиты - не врач-реаниматолог, который с остановкой дыхания и кровообращения встречается по нескольку раз в месяц. Он в жизни вообще может не столкнуться с такой ситуацией. А при отсутствии практики навык постепенно утрачивается.
Так, проводя через 2 года повторную подготовку сотрудников Управления безопасности Сберегательного банка Российской Федерации, мы провели анкетирование, теоретическое и практическое тестирование обучающихся и получили очень интересные результаты.
Тестирование показало, что уровень правильных ответов на теоретические вопросы был довольно высок (от 50 до 100%) и составил в среднем около 72%. Высокий уровень знаний был связан с регулярными теоретическими занятиями. Результаты проверки уровня выживаемости практических навыков были поразительными. При анкетировании было выяснено, что более 90% курсантов считали, что полученных 2 года назад знаний достаточно для оказания помощи, однако никто (!) не справился с решением ситуационной задачей в режиме реального времени.
Наши результаты подтверждают научные данные о том, что приобретенные немедиками знания и навыки по проведению сердечно-легочной реанимации сохраняются максимально в пределах 6 месяцев (Барклая В.И., 2005). Для поддержания полученных навыков по проведению первичной реанимации и оказанию первой помощи необходимо регулярно проводить повторные курсы практической подготовки.
Периодичность таких курсов должна составлять не реже 1 раза в год. Кроме того, необходим постоянный практический тренинг. Решение этой проблемы руководство Сбербанка РФ нашло в приобретении службой безопасности специальных тренажеров. Сотрудники физической защиты ежемесячно 20-30 минут уделяют повторению навыков по проведению сердечно-легочной реанимации, извлечению инородных тел из верхних дыхательных путей, остановке кровотечения.
Таким образом, достигается высокий уровень владения этими навыками, что позволит спасти человеческую жизнь в экстремальной ситуации.