Охота на абонентов
На рынке кабельного телевидения намечаются существенные изменения. Несколько компаний одновременно объявили о своем намерении расширить услуги платного телевидения в Казахстане.
Монополии крупнейшего поставщика услуг кабельного телевидения
Рекламный бонус
Зрители все больше отдают предпочтение платному телевидению. В первую очередь это связано с тем, что казахстанские телевизионные каналы не готовы предоставлять продукцию уровня топовых каналов России и дальнего зарубежья. К тому же операторы могут совмещать пакеты зарубежного телевещания с местными телеканалами. Еще одно преимущество ретрансляторов – они не связаны законом о СМИ и не подпадают под обязательное требование предоставлять эфирный продукт на двух языках, а также ограничивать ретрансляцию телепрограмм других телеканалов
Как отмечают специалисты, рынок платного телевидения в Казахстане ежегодно растет на 15–20% и в ближайшие пять лет увеличится до 1,5 млн абонентов. Ежегодный абонентский взнос за платное телевидение в республике в целом превысит 20 млрд тенге. Отрасль стала очень привлекательна для инвесторов, что отразилось и на количестве игроков этого рынка – на сегодня 65 операторов кабельного телевидения предоставляют свои услуги во всех крупных городах республики. Кабельное вещание составляет 4/5 легального рынка платного телевидения. Причем подавляющее большинство из них работает на локальных региональных рынках. Только два оператора имеют филиалы в других городах,
Кроме абонентской платы операторы имеют возможность получать доходы от рекламной деятельности, где тоже имеется устойчивая тенденция роста – рынок телерекламы в год увеличивается на 50%. По данным компании Gallup Media Asia, только в первом квартале 2005 года рекламодатели затратили на размещение роликов на ТВ 72,6 млн долларов. В крупных городах рекламодатели охотно прибегают к услугам кабельного ТВ, чья аудитория интенсивно пополняется. За первые три месяца прошлого года за размещение роликов на российских телеканалах РТР, НТВ
Тарелки или кабель?
До последнего времени конкурентом
«В Алматы и по региону, по нашим данным, осуществляется до тысячи продаж спутниковых тарелок в месяц. Покупка тарелки – это одноразовый денежный взнос со стороны потребителя. Но потом он пользуется спутниковым телевидением на свой страх и риск. Тем более что антенны у нас в основном продаются таких габаритов, что сигнал приема очень сильно зависит от погоды. Ветер, дождь, снег серьезно нарушают качество сигнала. Это очень неудобно. Другое – это ограниченное число бесплатных спутниковых ресурсов. Многие каналы пока еще находятся в открытом доступе, но их число в ближайшее время заметно сократится, – говорит начальник отдела аналитики компании
В первую очередь это связано с требованием ряда международных компаний. Российские телеканалы имеют право поставлять контент по приобретенным программам, фильмам или спортивным трансляциям только на территории России, в то же время российские спутники вещания покрывают большую площадь, включая и территорию Казахстана. Владельцы прав на трансляцию того или иного продукта ставят условия российским телекомпаниям, чтобы система спутникового распределения программ канала была закрыта.
Крупных же операторов спутникового телевидения, таких как «Кателко+» и «НТВ+»,
Предел ассортимента
Начиная с 1995 года
Нерешительность операторов кабельного телевидения объяснялась просто – у компаний не было убедительных конкурентных преимуществ. Попытки некоторых казахстанских компаний оформить эксклюзивные права на ретрансляцию отдельных российских каналов оказались безуспешными. Пару лет назад один из казахстанских операторов спутникового телевидения пытался договориться с НТВ о привилегированном праве ретрансляции телеканала на территории Казахстана, но этому воспротивились другие казахстанские операторы, и сделка не состоялась.
До недавнего времени поставщики платного телевидения имели достаточно ограниченные возможности для расширения своих услуг, общедоступный ассортимент переведенных на русский язык телеканалов плюс несколько новостных и музыкальных. Продуктовая линейка операторов кабельного телевидения в основном представляет собой комбинацию пакетов, сформированных из 70 телеканалов. Причем подавляющее большинство из них российские. Лицензионная плата программодателю за право ретрансляции отечественным операторам обходится в среднем в 15–20 центов за абонента. В структуре затрат право на ретрансляцию зарубежных телеканалов составляет около 30%, поэтому включать в пакеты непереведенные узкотематические телеканалы нерентабельно.
Как правило, пакеты разделяются по ценовому принципу – чем больше платишь, тем шире телевизионный ассортимент. Поэтому с предложениями, аналогичными
Тем не менее на это решилась компания «Секател», более известная в Актау и Астане. Число ее абонентов по республике превышает 10 тысяч. По мнению генерального директора компании Эмиля Байкова, как минимум треть потенциальных потребителей платного телевидения Алматы не подключены к сетям
«Мы начали вхождение на рынок Алматы с элитных домов, потом увидели, что этот рынок небольшой. Он медленно развивается – новые дома не заселяются в должной мере. И поэтому пошли в другой сектор. Сейчас у нас построена небольшая сеть в районе «Алмагуля», и за год число наших абонентов в Алматы уже приблизилось к тысяче. Мы будем строить сети и в зоне охвата
В качестве одного из конкурентных предложений для Алматы «Секател» подготовил своеобразные
Технологичное ТВ в массы!
Но конкурентная борьба на алматинском рынке кабельного телевидения не ограничится ассортиментными войнами, появляются новые, более технологичные предложения.
С октября прошлого года в Алматы начал вещание новый поставщик услуг – Digital TV. Компания планирует реализовать интерактивную концепцию кабельного телевидения. Директор департамента маркетинга Каиржан Кожалы говорит, что уровень пользовательского спроса идет по пути объединения всех видов услуг телекоммуникационного доступа. «Мы сейчас строим мультисервисные интерактивные сети таким образом, чтобы они могли объединять услуги телевидения, телефонии, передачи данных. Просто смотреть телевизор жителю Алматы уже не столь интересно. Он хочет получать не только навязанный ему
Digital TV планирует охватить рынок, исчисляемый в 60 тыс. абонентов. По мнению менеджеров компании, для выхода на рентабельный бизнес достаточно иметь порядка 15 тыс. абонентов, и к этой стратегической цифре Digital TV собирается подойти уже в этом году. Впрочем, представители
Даже для универсального пакета требуется дополнительная приставка. Более широкий сервис, то же видео по запросу, подразумевает наличие дополнительной приставки, а это дополнительные затраты абонентов. Поэтому вопрос выхода на рынок с новым продуктом спорный», – считает она.
Один, и главный
Пример успешного развития интерактивного телевидения уже имеется и в ближнем зарубежье. В Москве широкополосная кабельная сеть «Стрим ТВ» имеет около 300 тыс. абонентов. Кроме пакета телеканалов в цифровом формате российский оператор предлагает такие услуги, как виртуальный кинозал, сетевые игры и интернет через телевизор, пакет радиоканалов и возможность формировать свой
По технологическому пути собирается идти и компания ICON, чья сеть уже действует в трех новых жилых комплексах Алматы, но рассказывать о своей стратегии проникновения на самый перспективный регион новый кабельный оператор не захотел. Причина отказа очевидна – боязнь открыть стратегическую информацию для конкурентов. Вообще рынок кабельного телевидения достаточно закрыт, компании неохотно рассказывают о своих абонентах, дабы не вызвать коммерческие контрмероприятия со стороны других операторов.
Однако конкурентная борьба не ограничивается южной столицей.
Но на рынке кабельного телевидения может произойти и глобальный переворот, инициатором может выступить телекоммуникационный монополист «Казахтелеком». В прошлом году государственная компания запустила проект «Высокоскоростные городские сети Metro Ethernet» с пропускной способностью сети от 1 до 10 Гбит/сек под торговой маркой «Megaline». С помощью построенной сети «Казахтелеком» уже в ближайшем будущем планирует предоставлять своим абонентам услуги
Павел Грудницкий