Франчайзинг на рынке недвижимости совсем не пошел
В отличие от России, в других странах мира система франчайзинга получила очень широкое распространение почти на всех существующих рынках. В России на компании, работающие по этой схеме, приходиться только 5% от розничного оборота. На рынке недвижимости их доля исчезающе мала. Российские компании почти не покупают западные франшизы.
Попытки запустить национальный франчайзинговый проект на рынке недвижимости пока тоже были по большей части безуспешны. Эксперты уверены, что причины столь низких показателей кроется в непрозрачности бизнеса.
Готовый бизнес для начинающих
По данным экспертов, на франчайзинговые предприятия в США приходится около 42% розничного оборота, в Европе — 30%. В России эта цифра существенно меньше, не более 5%. Рынок недвижимости не стал исключением: за последние десять лет его активного развития игроков, работающий по схеме франчайзинга, можно пересчитать по пальцам. Одной из первых российских компаний, опробовавшей систему франчайзинга, стала «Миэль-недвижимость».
В 1997-м появилось отделение в Омске, которое существует и сейчас, потом по франшизе открылось еще два отделения в сибирских городах — Барнауле и Тюмени. Несмотря на успешный опыт, в дальнейшем руководство компании перестало использовать схему продаж франшизы в развитии своего бизнеса.
«Мы считаем, что для нас наиболее оптимальным способом регионального развития является создание собственных отделений в регионах, несмотря на то что такой вариант предполагает большие финансовые вложения и большую ответственность»,— поясняет председатель совета директоров компании «Миэль-недвижимость» Григорий Куликов. По его словам, пока российский рынок, и московский в частности, не созрел для подобной схемы. «Очень велики риски. Право использовать торговую марку дать нетрудно, зато очень легко эту торговую марку испортить. В итоге пострадает репутация головной компании»,— считает Григорий Куликов.
Помимо «Миэль-недвижимости» франчайзинговую схему развивает и компания «Бестнедвижимость». По словам начальника службы контроля качества корпорации «Бестнедвижимость'BB Дмитрия Реуцкого, стоимость франшиз компании составляет 60 тыс. руб. с возможностью выплаты суммы в рассрочку. При этом компания вообще не берет роялти. Помимо первоначального взноса в некоторых случаях может быть установлен рекламный сбор, который будет доходить до 50% от платежа за франшизу. Программа стартовала более года назад, планировалось продать около ста франшиз, однако первый проект будет запущен лишь сейчас: похоже, что темпы развития проекта оказались ниже ожидаемых.
Одним из немногих успешных примеров франчайзинговых компаний в сфере недвижимости в России является компания Hirsh, появившаяся на рынке в 2003 году. По данным самой компании, за этот период ей удалось реализовать около сорока франшиз. «В начале нашей работы три года назад наша франшиза стоила $8 тыс., сейчас ее цена возросла до $16 тыс.,— рассказывает управляющий «Хирш-Россия» Феликс Альберт. После приобретения франшизы сотрудники компании проходят обучение в специальном центре, а далее получают консультации по ведению бухгалтерской отчетности и построению бизнеса. В компании, покупающей франшизу у Hirsh, должно работать не менее 10–12 человек.
Согласно мировой практике франчайзи в среднем платит от 7% до 15% от оборота созданной компании. Однако в России классические схемы не работают, что также негативно сказывается на распространении франчайзинга. Взимание процентных платежей возможно только в тех странах, где все предприниматели предоставляют финансовую отчетность. «Так как в России компании не всегда работают „в белую”, мы для всех ввели фиксированную сумму роялти — $500 и выше в месяц на первый год»,— рассказывает свое решение управляющий «Хирш-Россия» Феликс Альберт.
То, что франчайзинг не вписался в стратегию бизнеса игроков рынка недвижимости, объясняется и спецификой этой схемы. Так или иначе, при продаже франшизы собственные офисы начинают конкурировать с офисами франчайзи, констатирует Феликс Альберт. По его словам, именно поэтому для профессиональных участников продажа франшиз не является интересным бизнесом. «Конечно, франчайзи должен очень хорошо разбираться в рынке, но строить свой бизнес он должен именно на продаже франшиз»,— уверяет Феликс Альберт. С ним соглашается и Григорий Куликов, добавляя, что франчайзинговые отчисления не являются серьезными финансовыми потоками.
Импортные франшизы
Владельцы марки, как видно, не слишком охотно продают права на ее использование начинающим компаниям. Однако успешные, состоявшиеся компании сами изначально относятся негативно к идее франчайзинга, особенно если это касается зарубежных корпораций. Как стало известно «Бизнесу», сейчас компания Penny Lane Realty ведет переговоры с корпорацией Cendant — франшизы Sotheby’s, Coldwell Banker — о дальнейшем сотрудничестве на рынке недвижимости России. Пока мы не пришли к окончательному решению, на каких условиях будет строиться наш совместный бизнес: приобретет ли мастерфраншизу Coldwell Banker на Россию сама компания Penny Lane Realty или для этого будет создано отдельное подразделение, рассказал генеральный директор компании Penny Lane Realty Георгий Дзагуров.
«Мы понимаем, что компания Penny Lane Realty несомненно известна на российском рынке больше чем Coldwell Banker, хотя в последней и работает 630 тыс. сотрудников. Поэтому нам более выгодно работать под своим брэндом»,— категорично настроен Георгий Дзагуров. По его словам, руководство будет осуществлять поддержку Coldwell Banker в России, будет настаивать на том, что франшизу приобретет сторонняя компания.
У Cendant уже был неудачный опыт общения с участниками столичного рынка недвижимости. После того как американская корпорация купила Sotheby’s, ее российский франчайзи Kirsanova Realty проработал с ней в сотрудничестве всего полгода. «Нам были выдвинуты условия приобретения мастер-франшизы Sotheby’s на Россию, однако мы по считали, что названная сумма, а главное, условия подобного сотрудничества нас не устраивают»,— рассказал гендиректор Kirsanova Realty Филипп Богданов. Назвать точную цену вопроса он отказался, сказав только, что примерно она составляла около нескольких млн. долларов.
По словам Филиппа Богданова, так как основной бизнес Cendant продажа франшиз, корпорация просит за них большие деньги, при это не предоставляя уже развитой и успешной компании ничего кроме международного брэнда. «Многие иностранные имена для российского потребителя, особенно в регионах, ничего не значат. Соответственно, какой смысл покупки франшизы, когда ты не только платишь первоначальный взнос, но и обязуешься выплачивать некий процент от оборота своей компании»,— задается вопросом Филипп Богданов. Как правило, мастер-франшиза может стоить от $500 тыс. и выше, плюс к тому владельцу марки надо отчисмлять около 5% от оборота.
Альтернативой франшизы на российском рынке недвижимости стали такие виды сотрудничества, как ассоциация и международное партнерство. К примеру, почти все крупные консалтинговые компании работают по подобной схеме. Скажем, до 2005 года в ассоциации с Cushman & Wakefield работали Stiles & Ryabokobylko, затем правда сеть купила российскую компанию. Также в ассоциации с CB Richard Ellis ведет бизнес Noble Gibbons.
«Работа в ассоциации с международной компанией дает региональному партнеру возможность использования международного брэнда и существующих клиентов компании»,— рассказывает гендиректор компании DTZ (российский офис полностью принадлежит сети) Дэвид О’Хара. По его словам, в соглашении обычно оговаривается доля за сделки с клиентами корпорации. В отличие от франшизы, ассоциация и международное партнерство, позволяют компании оставить не только свое имя, но и относительную независимость, что особенно ценится уже состоявшимися игроками рынка.
Маргарита Федорова, Антон Павлов