Универсальная медвежья услуга. Частные операторы рынка связи игнорируют госзаказ
Министр информатизации и связи Леонид Рейман в минувший понедельник пообещал телефонизировать всю российскую глубинку к 2008 году. В проекте стоимостью 8 млрд руб. в год задействованы в основном государственные связисты- региональные "дочки" "Связьинвеста", а сотовые и альтернативные операторы не спешат участвовать в тендерах. Эксперты объясняют это просто - организация связи в "медвежьих углах" на условиях чиновников не может быть выгодна.
Cогласно закону "О связи", действующему с 1 января 2004 года, универсальная услуга связи включает в себя минимальный пакет телекоммуникационных услуг: таксофонную связь и доступ в интернет для населенных пунктов, где живет не меньше 500 человек. Тарифы на универсальные услуги связи регулируются государством, оно и компенсирует часть расходов на организацию телефонной связи с рассрочкой на пять-семь лет. По весьма приблизительным подсчетам Мининформсвязи, телефона нет и в помине в 46 тыс. населенных пунктов, где в совокупности проживает около 1 млн человек. Подряды на телефонизацию этих населенных пунктов и на оказание здесь универсальной услуги профильное министерство разыгрывает на тендерах.
Масштабный проект телефонизации всей страны Мининформсвязи проводит на деньги российских связистов.
По 1,2% дохода операторов связи - и к концу 2005 года в фонде универсальной услуги было уже 1,8 млрд руб. "Мы ожидаем, что в 2006 году размер фонда составит 8 млрд руб.",- заявил на вчерашней коллегии Мининформсвязи заместитель руководителя Федерального агентства связи Сергей Буланча. Пока пирог инвестиций фонда универсальной услуги "пилят" дочерние компании "Связьинвеста" - межрегиональные компании (МРК). "Сегодня основные подрядчики - "Почта России" и "Связьинвест", но все больше коммерческих компаний принимают участие в конкурсах и выигрывают их",- заявил на коллегии министерства глава Россвязи Андрей Бескоровайный.
Правда, о серьезном участии негосударственных компаний в борьбе за государственные инвестиции в телефонизацию глубинки говорить пока не приходится. Так, например, по итогам тендеров в Дальневосточном федеральном округе семь из восьмиподрядов на установку таксофонов получила "дочка" "Связьинвеста" "Дальсвязь", а большинство точек доступа в интернет по итогам конкурса создаст "Почта России". Негосударственные компании отметились лишь в нескольких проектах.
Как отмечает Сергей Буланча, наибольшее число коммерческих претендентов на подряд в провинции сражались именно за создание точек коллективного доступа в интернет.
Почему подряды Минсвязи неинтересны частным компаниям
По проекту министерства нынешняя схема поощрения для операторов, телефонизирующих провинцию, должна привести в российскую глубинку большие деньги крупных коммерческих компаний. Однако из передовиков телекоммуникационной отрасли- сотовых операторов "большой тройки" - участие в гостендерах принимал только "Мегафон" на Дальнем Востоке, где его заявку перебила "Дальсвязь".
Хотя, по словам чиновников, львиная доля отчислений в фонд универсальной услуги приходится на сотовиков и именно они пунктуальнее остальных переводят деньги, сами операторы не спешат телефонизировать глубинку на средства госфонда.
Коммерческий директор поволжского сотового оператора СМАРТС Андрей Гирев рассказал "Бизнесу", что его компания будет принимать участие в конкурсах на оказание универсальной услуги только на своей территории. "Таксофоны мы установим с удовольствием, если не придется платить за развертывание сети",- заявил топ-менеджер СМАРТСа.
В пресс-службе CDMA-оператора "Скайлинк" сообщили, что для их компании такие задачи не актуальны - в 2006 году оператор будет развертывать сети в крупных городах. "Вымпелком" также не собирается участвовать в тендерах на телефонизацию поселков. "Для этого нужны дополнительные лицензии, на фиксированную связь, например, да и экономической выгоды в проектах мы пока не видим",- рассказала "Бизнесу" пресс-секретарь "Вымпелкома" Юлия Остроухова. Не за прибылью пошел в дальневосточные деревни и "Мегафон". "Это, скорее, имиджевая акция - крупный бизнес должен осознавать свою социальную ответственность",- сказала пресс-секретарь "Мегафона" Марина Белашева. Не без пафоса о необходимости телефонизации провинции говорят и в МТС, но о намерении самим поучаствовать в организации связи в глубинке скромно молчат.
Нежелание сотовиков брать на себя установку таксофонов и организации доступа в интернет понятно: несмотря на немалый размер фонда универсальной услуги, условия финансирования проектов не сулят экономической выгоды.
"Фонд возмещает затраты с рассрочкой на пять-семь лет, да и то разговор не идет о капитальных вложениях,- приводит интересную калькуляцию источник в одном из крупных альтернативных операторов,- если посчитать, сколько денег получит один оператор из 8 млрд руб. фонда на 2006 год, разделив эту сумму хотя бы на 100 (минимальное число участников всех тендеров), то каждому достанется немногим больше $2 млн - это копейки". При этом, по его словам, затраты немалые - оптика, оборудование, а трафик из поселка на 10 мин в день максимум, то есть об окупаемости и речи быть не может. К слову и тарифы, по которым будет работать таксофоны и точки доступа в интернет "слишком социальные". В среднем минута местного разговора стоит 30 коп., а 1 Мб данных - 2,5 руб.
По словам аналитиков, участие в конкурсах на предоставление универсальной услуги выгодно только МРК- региональным госкомпаниям связи, на них и был рассчитан проект организации фонда. "Местные операторы и раньше занимались телефонизацией сел и деревень, теперь министерство нашло изящный способ минимизации их убытков",- говорит аналитик J'son & Partners Борис Овчинников. Его коллега из Russian Telecoms Алексей Кондрашов добавляет: "Именно поэтому и выигрывают в тендерах в основном государственные связисты - их интересы активно лоббируются".
А управляющий директор Московского представительства AIG Brunswick Capital Management Иван Родионов использует более крепкие выражения, говоря о методах распределения средств многомиллиардного фонда универсальной услуги: "По сути дела министерство создало себе некий параллельный бюджет, которым может произвольно манипулировать". Сами чиновники утверждают, что механизм распределения собранных денег до боли прозрачен- в конкурсах побеждает компания с самой низкой проектной стоимостью организации услуг. "Вот только монополистское положение госсвязистов помогает им теснить конкурентов",- подытоживает Алексей Кондрашов.
Александра Крекнина