Подлатали и поехали
В Восточном Казахстане начинается реконструкция дорог международного значения. К 2008 году планируется перевести во вторую категорию участок Таскескен – Бахты – часть международного коридора Берлин – Москва – Екатеринбург – Алматы – Таскескен – Урумчи. А к 2012 году – полностью завершить обновление трассы Омск – Майкапчагай.
Восточный Казахстан располагает самой разветвленной сетью дорог протяженностью почти 12 тыс. километров, в том числе около 3,5 тыс. км республиканского значения. В течение последних 15 лет финансирование содержания дорог составляло 10–15% от норматива, пропущенными оказались 3–4 межремонтных срока. Сумма, необходимая для приведения трасс ВКО в порядок, на сегодня составляет 13 млрд тенге.
Чтобы изменить ситуацию, в области разработали программу до 2028 года с приоритетным вниманием к трассам международного и республиканского значения. В этом году за счет республиканского бюджета начнется реконструкция участка Таскескен – Бахты общей стоимостью 5,2 млрд тенге. Капитальный ремонт восточно-казахстанского 700-километрового отрезка трассы Омск – таможня Майкапчагай начнется только в 2009 году после завершения работ на территории Павлодарской области.
Впервые предусмотрено обновление самой оживленной магистрали ВКО Усть-Каменогорск – Семипалатинск. С этого года в течение шести лет работы будут вестись отрезками примерно 40–50 км на самых аварийных участках.
– С этого года мы переходим на использование высокопрочного двуслойного горячего асфальтобетона, – пояснил начальник Восточно-Казахстанского управления автомобильных дорог Майдан Мынбаев. – Это позволит увеличить срок эксплуатации до следующего капремонта с 12 до 18 лет.
В областную программу капремонта также включена дорога Усть-Каменогорск – Зыряновск – Рахмановские ключи как главная магистраль экологического туризма. Всего в 2006 году на текущее содержание дорог местного значения выделено 290 млн тенге – десятая доля необходимого. Поэтому состояние дорог ВКО продолжает ухудшаться.
– Руководство области направило свою программу правительству, – заметил г-н Мынбаев. – Мы предложили выделить, например, в 2007 году 2,5 млрд тенге, в 2008-м – 3,4 млрд. Остается надеяться, что предложения одобрят. Но плохие дороги у нас не только из-за низкого финансирования. Проблема в самом подходе к делу. Мы привыкли на всем экономить, тогда как на Западе только проектирование дороги занимает 9–12 лет. А у нас как? В прошлом году дорогу Таскескен – Бахты включили в программу, а в этом уже нужно строить.
Виктор Вологодский