Алексей Рыжков: «Наша компания предлагает администрациям районов такие условия, на которые они с готовностью идут»
На подмосковном рынке недвижимости появился новый игрок, который рассчитывает создать крупную сеть офисных и торговых центров — группа компаний RIGroup. Всего сейчас в проработке находится 62 проекта в Подмосковье, общая площадь которых приближается к 1 млн кв. м. О планах компании обозревателю газеты «Бизнес» Илье Терентьеву рассказал генеральный директор RIGroup Алексей Рыжков.
В компании думают перевести свои торговые и офисные центры, которые строятся по всему Подмосковью, на единый брэнд, а в перспективе, возможно, продать сеть— с тем, чтобы построить новую.
— Еще год назад о вашей компании ничего не было известно на рынке Подмосковья, сейчас вы заявили о намерении построить более 850 тыс. кв. м торговой, офисной и жилой недвижимости. По всей видимости, у вас серьезные учредители?
— Наша организация была создана американской девелоперской компанией RIGroup совместно с международным фондом прямых инвестиций Westbury Fund Ltd., который имеет более чем десятилетний опыт работы в странах с развивающейся экономикой. Кроме того, этими же учредителями создана одноименная нашей компания в Нью-Йорке, которая специализируется на реконструкции особняков, отданных под жилье во время второй мировой войны.
Нашей компании сейчас исполнилось ровно два года. Одновременно мы реализуем 62 проекта, которые находятся в разной стадии проработки. Сегодня ведется строительство восьми объектов коммерческой недвижимости, трех жилых проектов и четырех коттеджных поселков. В мае мы откроем наш первый торговый центр в Московской области.
— Почему вы выбрали именно подмосковный регион?
— По нашим оценкам, города в Московской области с населением свыше 100 тыс. имеют такой же экономический потенциал, как города-миллионники в отдаленных регионах. В Подмосковье уже есть платежеспособный спрос на торговые и бизнес центры, жилье, и другую недвижимость. Уровень доходов населения существенно увеличился за последние годы. В выходные дни жители уже готовы не ехать в Москву, а делать покупки в своем городе.
Востребованность бизнес-площадей в Подмосковье сегодня крайне высока. Причем приличные офисы сейчас в городах Московской области практически отсутствуют. То, что есть на рынке, построено компаниями под собственные нужды. Лучшее, что может сдаваться сегодня потенциальным арендаторам,— это подвальные помещения, либо первые этажи жилых домов. В первую очередь мы обращаем внимание на архитектуру города, чтобы наши проекты выглядели органично. Маркетологи RIGroup разработали определенную концепцию ТРК. Это центры, которые позволяют цивилизованно отдыхать, развлекаться и одновременно осуществлять необходимые покупки.
Что касается бизнес-центров, которые мы также строим в центральных частях городов, их строительство сейчас очень востребовано. Сюда приходят и зарубежные арендаторы, и отечественные компании: банки, турагентства, агентства недвижимости. Одним из главных факторов здесь является серьезное развитие производства: то, что раньше завозилось из-за рубежа, сегодня уже производится у нас. А основное место потребления — это Московский регион, население которого сегодня находится на уровне 25 млн человек.
— По каким направлениям вы строите коттеджные поселки?
— Поселок Поливаново расположен между Симферопольским и Старокалужским шоссе, Павловская Слобода на Новой Риге в 20 км от МКАД. Это элитный поселок с маленьким количеством домов и большими участками земли, всего на шесть коттеджей. Третий поселок — S-Club строится на Дмитровском направлении недалеко от курорта Сорочаны — здесь будет десяток таунхаусов и развлекательный центр. В мае 2006 года начнется строительство коттеджного поселка на участке в 34 га по Киевскому шоссе, который будет примыкать к стародачному поселку Фрунзевец.
— Как за два года можно получить такое внушительное количество площадок?
— Наша компания предлагает администрациям районов те условия, на которые они с готовностью идут. Нам отдаются площади в центре подмосковных городов. Приезжаешь в администрацию того или иного города, смотришь в окно из кабинета главы, а там настоящий «шанхай». Палатки, небольшие торговые павильоны, которые хаотично расположены — обычная картина. А мы предлагаем построить на их месте качественный торговый или бизнес-центр высокого класса. Для этого мы проработали единую концепцию строящихся площадей, создали управляющую компанию, заключаем долгосрочные договоры с арендаторами. Сегодня нашими партнерами уже являются такие известные ритейлеры, как супермаркеты «Перекресток», сети аптек и мобильной связи.
Кроме того, у нас работает профессиональная команда специалистов по земельным отношениям. Войти в проекты нам удалось также благодаря их работе на вторичном рынке. Мы готовы постепенно выкупать малые участки, для того чтобы в итоге иметь единую площадку, которая будет удовлетворять современным требованиям торговых и офисных центров.
— Собираетесь ли вы работать в Москве?
— У нас есть проекты в Москве, причем уже завершенные. Мы реконструировали два офисных здания класса А в ЦАО. Сто процентов этих площадей сдано в долгосрочную аренду. Помимо этого, в разработке находится пять объектов офисно–административного назначения в ЦАО, по которым мы взаимодействуем с правительством Москвы, вырабатывая концепции для этих зданий.
— Сколько составил первоначальный объем инвестиций во все ваши объекты?
— В 2005 году объем инвестиций составил около 750 млн руб. В 2006 году эта сумма будет составлять 3,6 млрд руб. Мы используем как собственные средства, так и привлеченные кредиты. Работаем с несколькими коммерческими банками, начинаем проект со Сбербанком.
— Как вы планируете управлять сетью объектов коммерческой недвижимости, которую построите?
— На то, чтобы реализовать задуманное и построить все намеченные объекты, понадобится три-четыре года. Но, как у любой девелоперской компании, задача у нас — построить привлекательную коммерческую недвижимость, которая многие годы будет приносить хороший доход и возвращать наши инвестиции. Вероятнее всего все офисные и торговые центры получат единый брэнд. Часть площадей, которые будут иметь приемлемый срок окупаемости, мы будем оставлять за собой и сдавать в аренду, часть — продавать. Кроме того, при наличии стоящих предложений мы готовы рассматривать вариант того, что вся сеть будет продана.
Однако это не значит, что в будущем мы собираемся уходить с этого рынка. Потребность в офисных и торговых площадях еще будет оставаться достаточно долгое время, к тому же есть незаполненные ниши в регионах.