МТС уходит под землю
ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) в Нижнем Новгороде намерено вложить $700 тыс. в развертывание сети в Нижегородском метрополитене. Компания готовится охватить все 13 станций. Однако аналитики и участники рынка сходятся во мнении, что это экономически неоправданные вложения, и расценивают намерения МТС как один из способов борьбы за нижегородских абонентов.
ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) в Нижнем Новгороде завершает проектные работы по созданию сети связи в Нижегородском метрополитене. Компания планирует организовать сотовую связь на всех 13 станциях. На эти цели планируется потратить $700 тыс. По словам директора нижегородского филиала МТС Федора Бобкова, установка оборудования на данный момент временно прекращена из-за проведения в метрополитене работ в рамках антитеррористической безопасности, но в ближайшее время будет продолжена. По предварительной информации, сеть связи МТС будет развернута в метрополитене до конца 2006 года.
Аналитики и участники рынка единогласны во мнении об экономической неэффективности освоения Нижегородского метрополитена из-за его низкой загруженности и небольшой протяженности.
Первым оператором, начавшим осваивать нижегородское метро в январе 2004 года, стал «Билайн». По словам менеджера по связям с общественностью приволжского региона ОАО «Вымпелком» Марины Матясовой, два года назад компания тоже имела оптимистичные планы по освоению нижегородского метро. Но по словам госпожи Матясовой, «практика показала, что в метро сотовой связью пользуется небольшое количество абонентов», поэтому пока компания ограничилась двумя наиболее оживленными станциями — «Московской» и «Автозаводской». Вопрос о возобновлении строительства сети связи в метрополитене «Вымпелкомом» находится в стадии проработки. По словам Марии Матясовой, сегодня перед компанией стоят другие приоритеты — снижение нагрузки на сеть в Нижнем Новгороде и расширение зоны покрытия в области. Вместе с тем уходить из метро «Билайн» не собирается, поскольку в прилегающих к Московскому вокзалу подземных переходах абоненты активно пользуются сотовой связью.
В компании НСС, также заявлявшей о намерении развернуть свою сеть в метро, говорят о том, что потребности абонентов в связи в нижегородском метро пока незначительны. «В процессе работы над проектом метро мы пришли к пониманию, что организовать качественную связь можно только на перронах. В тоннелях такой возможности в принципе нет», — пояснил заместитель коммерческого директора НСС по маркетингу Владислав Васильев. Пока компания предлагает абонентам услугу «Кто звонил», которая позволяет определить пропущенные звонки во время нахождения абонентов в метро. Однако, по словам Владимира Васильева, НСС готова вернуться к проекту в случае возникновения подобной потребности со стороны абонентов.
Главный редактор журнала «Мобильные новости Поволжья» Виктор Гурылев оценивает действия МТС как «чисто имиджевый шаг». Как пояснил он «Ъ», предоставление услуг сотовой связи в нижегородском метро не оправдывает себя экономически из-за небольшого пассажиропотока. Основной целью компании, по мнению Виктора Гурылева, является борьба за абонентов. Аналитики iKS-Consulting объясняют действия МТС еще и тем, что «предоставление связи в метро входит в состав минимального набора услуг, которыми должен располагать оператор».
Справка:
Ежегодно МП «Нижегородский метрополитен» перевозит 35 млн пассажиров.
По данным AC&M-Consulting, по итогам 2005 года доля ОАО «Вымпелком» (торговая марка «Билайн») на нижегородском рынке сотовой связи составила 36%, ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) в Нижнем Новгороде — 16%, ЗАО «Нижегородская сотовая связь» (НСС) — 37%, ООО «Персональные системы связи в регионе» (оператор Тele2) — 6%, «Мобиком Центр» («Мегафон») — 5%.
Ирина Никитина