Развязка с Каменноостровского моста никак не материализуется
Строительство набережной вдоль Лопухинского сада снова откладывается на неопределенный срок. Вчера Совет по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга отклонил проект строительства двухуровневой эстакады, которая должна была связать Песочную набережную с Аптекарской, так как она нарушает визуальную связь двух берегов Невы. Этот случай в очередной раз показал, как сложно найти компромисс между сохранением культурного наследия и развитием мегаполиса.
Построить набережную вдоль левого берега Малой Невки на участке от Каменноостровского проспекта до Кантемировского моста планировали еще в 70-х годах прошлого века. В итоге дело закончилось тем, что была построена Аптекарская набережная от моста до улицы Академика Павлова – на остальном участке была только укреплена стенка набережной, а дорога не строилась. Когда в 2000 году вопрос о благоустройстве территории вдоль сада возник снова, перед проектировщиком – ГУП «Ленгипроинжпроект» - были поставлены жесткие ограничения, связанные с тем, что Лопухинский сад является памятником федерального значения – всего порядка 10 пунктов. Даже в самом Комитете по охране памятников считают, что выполнить их все одновременно практически невозможно. По признанию главного инженера проекта Бориса Брудно, в институте разрабатывался целый ряд проектов, каждый из которых удовлетворял одному-двум условиям, но вписаться во все рамки КГИОПа так и не удалось.
Сейчас вопрос о строительстве дороги, которая сделала бы набережную непрерывной, снова стал чрезвычайно актуальным. Как рассказал директор НИИ территориального развития и транспортной инфраструктуры Александр Солодкий, эта магистраль станет особенно важна через несколько лет, когда будут построены мост через остров Серный и продолжение набережной Макарова – тогда поток автомобилей через эту часть города значительно возрастет. Петроградская сторона и сейчас очень перегружена, и в случае ремонта или какой-либо аварии на главной магистрали – Каменноостровском проспекте, движение практически парализуется.
Строительство набережной частично решит эту проблему, но только если на пересечении с Каменностровским проспектом будет построена многоуровневая развязка, говорит Александр Солодкий. Перекресток и сейчас перегружен, прежде всего, из-за нарушения водителями правил дорожного движения. Если добавить к нему еще одну примыкающую дорогу, то перекресток и вовсе прекратится в одну постоянную пробку. Разработчики предложили вариант строительства двухуровневой эстакады вдоль Лопухинского сада: верхний уровень должен был бы соединять Песочную и Аптекарскую набережные, а нижний – выходить на Каменноостровский мост. Однако членов совета этот вариант не устроил – прежде всего, из-за того, что нарушается вид на сад с другого берега Невы, а также на Неву из самого сада. Архитектурный облик проектируемой эстакады и вовсе не вписался в окружающую среду.
Разработка проекта будет продолжаться: проектировщикам предложили подумать над тем, чтобы решить транспортную проблему с помощью тоннеля. Причем для того, чтобы не повредить корневую систему деревьев в Лопухинском саду, тоннель предлагается построить под Малой Невкой с заходом под пролет Каменноостровского моста. Председатель КГИОП Вера Дементьева заметила, что хотя этот вариант может оказаться дороже, но в данном случае важнее сохранить исторический памятник. На самом деле вариант с тоннелем – но под садом – уже прорабатывался в «Ленгипроинжпроекте», и даже если перенести его под воду, не решается главная проблема – связи тоннеля с дорогами и, главное, с Каменноостровским мостом.
Мария Мокейчева