Уфимский глава Павел Качкаев опасается убытков от земельной реформы
На конец 2005 года в Уфе заключено 21 855 договоров об аренде на земельные участки общей площадью 20 764 гектара. На кадастровый учет поставлено более 75 тысяч земельных участков, что по своей площади охватывает почти всю территорию столицы Башкортостана. На праве пожизненного наследования находится 33 769 участков общей площадью 1 719 гектаров, на праве бессрочного пользования юридических лиц - 1 049 участков площадью почти шесть тысяч гектаров. В собственность физических лиц оформлено 2 905 земельных участков площадью 303 гектара, в собственность юридических лиц - 12 земельных участков площадью 44 гектара. Такие данные привел сегодня, выступая во время состоявшихся в Уфе парламентских слушаний на тему "О ходе реализации Закона Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" и дальнейшем совершенствовании законодательства Республики Башкортостан в области земельных отношений", глава администрации городского округа город Уфа Павел Качкаев. Сбор арендной платы за землю в консолидированный бюджет Республики Башкортостан в 2005 году составил почти 1 200 миллионов рублей, сообщил он участникам слушаний.
Исходя из смысла федерального закона об общих принципах самоуправления в Российской Федерации, городские округа обладают наиболее широкими полномочиями в решении вопросов местного значения по сравнению с другими видами муниципальных образований. Это обстоятельство глава уфимской администрации предложил использовать при решении всех вопросов регулирования земельных отношений, которые в Уфе, по его словам, развиваются динамично. Осуществление управления городским хозяйством немыслимо без осуществления управления земельными участками. Поэтому необходимо на законодательном уровне оговорить полномочия органов местного самоуправления республики по вопросам управления земельными участками до их разграничения. В нынешнем виде закон "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" не позволяет четко и недвусмысленно определить, какие полномочия передаются органам местного самоуправления, отметил Павел Качкаев.
К основным проблемам, требующим решения в ходе реализации закона, он отнес внесение дополнений, предусматривающих определение полномочий, осуществляемых органами местного самоуправления в переходный период до разграничения собственности на землю.
Следует четко регламентировать полномочия городских округов для изъятия и передачи земель от предприятий частной собственности и других предприятий, созданных органами местного самоуправления, для государственных и муниципальных нужд. В настоящее время этот вопрос не нашел отражения ни в федеральном, ни в республиканском законодательстве. Решить эту проблему надо безотлагательно, так как на плечах лежит груз принятия решений, связанных с изъятием земельных участков, переселением граждан, компенсациями убытков физическим и юридическим лицам в связи со сносом принадлежащего им недвижимого имущества. Неопределенность в данном вопросе вызывает значительные затруднения при возникновении имущественных споров.
Другая проблема - ситуация, сложившаяся вокруг городских лесов. Без решения вопроса управления землями, занятыми городскими лесами, такие цели как развитие мест отдыха горожан, содержание городских лесов органами управления Уфы будут трудно достижимы. При этом процедура охраны лесов будет касаться как самих органов местного самоуправления, так и иных лиц, осуществляющих деятельность на таких земельных участках. Поэтому и для соблюдения принципов единства управления и последовательности при передаче земель, занятых лесами в состав поселенческих земель Павел Качкаев предложил закрепить законодательно полномочия по управлению такими землями до разграничения собственности за администрациями городских округов.
Третьей важной проблемой он считает передачу представительным органам местного самоуправления полномочий по самостоятельному установлению, до разграничения собственности на землю, ставки арендной платы за землю, дабы она была не ниже установленной постановлением Правительства РБ.
Павел Качкаев также предложил внести в Закон РБ порядок и условия информирования арендаторов земельных участков, законные интересы которых могут быть затронуты в связи с изъятием участков для государственных и муниципальных нужд, и порядок предоставления им участков для строительства, поскольку условия выполнения этого требования, содержащегося в российском законодательстве, не определены ни на федеральном, ни на республиканском уровне.
В заключение он заострил вопрос на стоимости выкупа земельного участка, которая, на основании норм принятого Налогового кодекса РФ, может снизиться, по сравнению с заложенной в земельном законодательстве РБ и РФ, в пять или даже десять раз. Павел Качкаев полагает такое снижение нецелесообразным, поскольку даже при стоимости, равной 17- кратной ставке земельного налога, в Уфе есть очень много обращений и желающих выкупить земельные участки. Он предложил Госсобранию РБ выступить с законодательной инициативой о сохранении прежнего порядка выкупной стоимости или оставлении этого вопроса в ведении субъекта Российской Федерации.
Николай Ермоленко