Цвет:0abc

13,14.Кб

Россия | 17 апреля 2006 | Недвижимость Транспорт

Другая Россия

На современной торговой карте России Сибирь полностью отсутствует. Из-за удаленности от Москвы регион сегодня гораздо менее привлекателен для федеральных ритейлеров, чем центр и юг страны. Эксперты прогнозируют, что разделение отечественной розницы на две автономные торговые системы — «до Урала» и «за Уралом» — неизбежно. При этом, по их прогнозам, присутствие федеральных сетей за Уралом будет минимальным: они либо сами не захотят идти в Сибирь, либо их туда не пустят местные ритейлеры, которые через два-три года ничем не будут уступать столичным. 

«Сибирь — другая страна. Там даже у вездесущей „Эльдорадо” позиции слабее, чем в остальной России»,— сетует гендиректор сети «Патэрсон» Юрий Яковчик. Три года назад «Патэрсон» планировал открыть супермаркет площадью 2 тыс. кв. м в строящемся торговогостиничном комплексе в Новосибирске. Два года назад сеть отказалась от проекта. 

Попытка «Пятерочки»

В начале апреля Pyaterochka Holding продала франшизу на Алтайский край барнаульскому предпринимателю Валерию Покорняку, владельцу барнаульской компании «Алтан» (один из крупнейших в стране производителей макарон). «Пятерочка» уже два года как прописалась в Сибири. В 2003–2005 годах у сети появились филиалы в Омске, Новосибирске, Красноярске. О том, что «Пятерочка» делала им предложения о сотрудничестве, «Бизнесу» рассказали ритейлеры еще в нескольких регионах за Уралом. 

Однако эксперты утверждают, что сибирские регионы, напротив, нуждаются не в бюджетных магазинах, а в супермаркетах. «С дискаунтеров начинали все местные сети. Сейчас около 70% местных магазинов во всех регионах Сибири — „экономичные”»,— отмечает сотрудник одной из новосибирских сетей. «В Сибири не любят „убогих” магазинов,— рассказывает Феликс Стетой, экс-консультант барнаульской сети „Мария-Ра”.— У сибиряков существует представление о „московском” магазине. Он должен быть большим, светлым, красивым, с широким ассортиментом и т. д.— словом, выглядеть по-московски роскошно. В Сибири были бы более востребованы гипермаркеты, а не дискаунтеры». 

По мнению эксперта Евразийского института мерчендайзинга Сергея Лыкова, первыми измосковских торговых сетей в Сибирь придут как раз операторы гипермаркетов: «Ашан», «Лента», «Рамстор» и т. д. Управляющий партнер компании SMT Development Сергей Маринин считает, что «якорями» в торговых центрах, которые в Сибири будут строить столичные девелоперы, могут быть только московские ритейлеры: «Эти операторы уже заслужили доверие, да и крупные форматы регионалы вряд ли потянут». 

В «Рамсторе» соглашаются с прогнозами экспертов. В прессслужбе компании заявили, что в планах сети открыть магазины в Новосибирске, Иркутске и Томске, где компания полгода назад получила площадку под строительство торгового центра. 

Скепсис сибиряков

Однако сибиряки к прогнозам о массовой экспансии московских сетей относятся весьма скептически. «Желающих торговать здесь все-таки немного. Да и сказать „мы откроем магазин в Сибири” и действительно открыть его — это разные вещи»,— размышляет Андрей Граванов, вице-президент красноярской ГК «Сибирская губерния», управляющей красноярской сетью гипермаркетов АЛПИ. 

Возможно, москвичи и придут на сибирский рынок, но развивать бизнес здесь им будет крайне непросто, уверены местные торговцы. Сибирский проект «Рамстора», открывшего в марте 2003 года супермаркет в торговом центре «Торговый квартал» в Красноярске, многие местные ритейлеры считают неудачным. «Турки, придя в Красноярск, попытались надавить на поставщиков, как в Москве: потребовали входных платежей, отсрочку по товарному кредиту до 45 дней и т. д. Но здесь не Москва— поставщиков мало, они авторитетны, потому что поставки из европейской России могут поддерживать единицы. Поставщикам не понравилось поведение „Рамстора”. Они отказались с ним работать — магазин остался без товара. Пришлось туркам искать компромисс»,— вспоминает сотрудник одной из дистрибуторских компаний. 

Проблемы с логистикой, по мнению экспертов,— основное препятствие для иногородних ритейлеров. «Доставка по железной дороге занимает две недели. Очевидно, что „скоропорт” так доставлять невозможно»,— объясняет директор по работе с сетями компании Ehrmann Олег Морозов. «Московский ритейлер рискует остаться на неделю-две, а то и больше, без товара только потому, что железная дорога на Урале может оказаться непроходимой. Ясно, почему ритейлеры не спешат рисковать»,— добавляет Сергей Лыков. 

«От Москвы до Новосибирска 3 тыс. км. Как следствие: контролировать работу местной сети крайне сложно, наладить логистику невозможно, противостоять административному ресурсу местных сетей нереально. Магазином в зарубежном Киеве управлять гораздо проще, чем в нашей Сибири»,— резюмирует Яковчик из «Патэрсона». 

Местные сети бурно растут

Пока москвичи сетуют на неприступность Сибири, местные ритейлеры развиваются весьма динамично. При этом, по мнению наблюдателей, местные сети находятся в более благоприятных условиях, чем в свое время московские ритейлеры. 

«При равных условиях реализации товаров прибыльность сибирских сетей на 20–60% выше, чем у „европейских”: цены в Москве и, скажем, Новосибирске одинаковы, а издержки изза того, что аренда на 20% ниже и зарплаты в разы ниже, отличаются очень сильно»,— рассуждает Феликс Стетой. Олег Морозов из Ehrmann добавляет: «Там у сетей практически нет такого конкурента, как мелкие независимые магазины. Ведь здесь в советские времена было крайне мало магазинов. А открытые рынки не прижились из-за суровости климата». 

По оценкам экс-директора по стратегии кемеровской сети «Кора» Сергея Романова, в региональных центрах на сети приходится от 30% (в Новосибирске) до 55% (в Кемерово) рынка розничной торговли. Во многих региональных центрах сформировалось по четыре-восемь сетей, в управлении которых находятся от 10 до 60 магазинов. С 2004 года крупнейшие сети активно открывают магазины в соседних регионах. 

Юрий Яковчик из «Патэрсона» предполагает: «Если мы и соберемся в Сибирь, то на этот раз пойдем через покупку местной сети». Однако сами сибиряки уверены, что шансы москвичей купить кого-либо из крупных местных игроков через два-три года невелики. «Через год сибирские сети догонят „европейские” по уровню развития. С одной стороны, у них есть ресурсы, и они динамично развиваются. С другой— через персонал из „Пятерочек” и „Рамстора” технологии быстро расходятся по рынку»,— считает Стетой.

«Современная розница в Сибири выросла за последние три года. Если федеральные сети придут через три года, они опоздают: либо нельзя будет войти на рынок в принципе, потому что на нем окажутся очень сильные игроки. Либо придется заходить с гораздо более крупными ресурсами»,— прогнозирует Андрей Граванов из «Сибирской губернии».

Сергей Канунников


Тема дня