Цвет:0abc

Аренда коммерческой недвижимости, продажа жилой недвижимость, складская и загородная недвижимость |Аналитика |Телеком |Интернет |США: у российского е-бизнеса проблемы с законом
5,77.Кб

Россия | 18 апреля 2006 | Телеком Недвижимость

США: у российского е-бизнеса проблемы с законом

Американцы раскритиковали состояние рынка электронной коммерции в России, несмотря на его существенный рост. Российские эксперты, в свою очередь, считают, что корень проблемы следует искать вовсе не там, где его видят американские коллеги.

Объем продаж электронной коммерции в России в прошлом году достиг $1 млрд., увеличившись в 1,5 раз по сравнению с 2004 г., когда этот показатель составлял $660 млн. Однако торговля в интернете в России по-прежнему находится в зачаточном состоянии, говорится в «Докладе об объемах национальной торговли 2006 по России», выпущенном Офисом торгового представительства США (USTR).

По данным доклада, несмотря на рост, в Рунете насчитывается не более 700 онлайновых магазинов. Проект закона об электронной торговле лежит в Думе уже несколько лет, хотя в конце прошлого года Комитет по информационной политике возобновил его рассмотрение, пишут авторы доклада. Число пользователей интернета устойчиво растет, достигнув 15-20%, но половина из них сосредоточена в Москве, Санкт-Петербурге и пригородах этих крупнейших городов.

Авторы доклада считают, что рост электронной коммерции в России в ближайшие годы будет медленным по причине обременяющего налогового законодательства и относительно малого количества пользователей. С 1 января прошлого года электронную торговлю учли в российском «Законе о защите прав потребителей», позволив возвращать товар, приобретенный в интернете, в течение семи дней. Но законопроект, который должен регулировать онлайновый рынок России, хоть и следует модели Международной торговой палаты, по мнению американских экспертов, содержит ряд существенных недостатков - например, ограничение на электронные транзакции при купле-продаже транспортных средств, заключении сервисных соглашений. Законодательство РФ в настоящее время не обеспечивает равную силу для бумажных и электронных документов. Не проработан также вопрос валютного контроля, а область налогообложения в электронной коммерции практически находится в зачаточном состоянии. В России отсутствует признание за торговыми марками прав на одноименные доменные имена, что приводит к киберсквоттингу и неоднозначным судебным решениям, говорится в докладе.

Российские юристы не согласны с выводами американских коллег. "Американцы подходят к нам, как к стране с недостаточно развитым законодательством, - комментирует научный сотрудник Российской академии правосудия Марина Карелина. - Однако у нас ситуации не более запутанная, чем у них. Это общая проблема начала новых отношений в новой среде - интернете. Американцы тоже неоднократно переделывали свое законодательство в данной области, с 1982 г. в США идет процесс штампования таких законов".

"Права на одноименные доменные имена - проблема законодательств всех стран, - заявила CNews Елена Волчинская, советник комитета по безопасности Государственной Думы ФС РФ. - А что касается медленного роста интернет-коммерции, то дело тут скорее не в законодательстве, а недоверии пользователей к тем, кто на другом конце "провода".

Аналитики же утверждают, что несовершенство законодательства – далеко не основной фактор, обуславливающий медленный рост электронной коммерции в России. «Основные проблемы, препятствующие более активному развитию торговли в интернете, сейчас в меньшей степени связаны с законодательством, - полагает Владислав Кочетков, эксперт инвестиционной компании «Финам».- Скорее, сложности обусловлены недостаточно большой покупательной способностью населения – большинство граждан России просто не могут позволить себе совершать соответствующие покупки. В результате больше 90% интернет-магазинов в своей деятельности сконцентрированы на Москве и Санкт-Петербурге, остальные россияне ими не охватываются. Кроме того, доставка товара в другой город значительно увеличивает стоимость заказа, требует времени, что нивелирует преимущества торговли через интернет».

Проблему недостаточного числа покупателей можно было бы решить за счет более активного развития кредитования интернет-покупок, считают в «Финаме» Скорее всего, это направление в ближайшее время будет активно развиваться в большинстве крупных городов. Нельзя исключать, что по мере развития ЭЦП кредиты можно будет получать в режиме онлайн. Однако таких проектов пока достаточно мало, отмечают эксперты.

«Что касается возможностей оплаты, то сейчас их достаточно, - продолжает г-н Кочетков. - По крайней мере, владельцев пластиковых карт в России больше, чем пользователей интернета. Опять же, значительная часть платежей совершается наличными, развитие получают электронные платежные системы. Резюмируя, можно сказать: базовым фактором развития торговли через интернет является рост доходов населения. Если цены на нефть еще пару лет удержатся на уровне выше 60 долларов за баррель, онлайновые магазины смогут удерживать высокие темпы развития, увеличивая свой оборот на 60-100% в год».

Участники рынка также указывают на целый комплекс проблем, препятствующих бурному развитию отечественной e-commerce. «Рост показателей меня тоже не впечатляет, - говорит Феликс Мучник, гендиректор компании «Софткей». - Совершенно не налажена инфраструктура электронной коммерции – от правильного и выполняемого законодательства до адекватных по цене и качеству курьерских служб. Если все участники рынка - от государства до компаний, занимающихся электронной коммерцией, правильно скоординировали бы свои усилия по построению такой инфраструктуры (законодательство, продвижение «электронных» и «карточных» платежей, логистика, рейтинги доверия и т.д.), мы совершенно спокойно могли бы удваивать объем ежегодно».


Тема дня