Логисты торопятся
Не больше двух лет — такой срок отводят эксперты компаниям, которые хотят попасть на складской рынок Новосибирска. Именно сейчас определяются операторы, которые смогут закрепиться надолго. Скорее всего, ими станут московская «Национальная логистическая компания» (НЛК), а также новосибирские Bee Logistic и «Сибирский грузовой терминал» (СГТ). По оценкам экспертов, их мощностей будет вполне достаточно, чтобы к 2007 году обеспечить потребности Новосибирска в складах А-класса.
Для логистов Новосибирска наступает «жаркий» сезон борьбы за клиента. Фото Михаила ПЕРИКОВАЗа прошедший месяц в Новосибирске открылись два новых склада класса «А»: НЛК сдала первую очередь терминала площадью 10 тыс. кв. м и емкостью более 16 тыс. палето-мест. Компания Bee Logistic открыла часть первой очереди склада, площадь которого вместе с офисными и техническими помещениями составляет около 15 тыс. кв. м (емкость 12 тыс. палето-мест). «Сибирский грузовой терминал» (входит в группу компаний «Септима»), который уже эксплуатирует распределительный центр А-класса (17 тыс. кв. м), планирует в 2007 году увеличить свои площади до 36 тыс. кв. м.
Специалист по связям с общественностью НЛК Полина Винокурова отмечает, что пока спрос на услуги ответственного хранения превышает предложение: «Заявок больше, чем НЛК на сегодняшний день может удовлетворить, поэтому сейчас мы выбираем, с кем работать. Однако очень актуален точный прогноз спроса». По данным DSO Consulting, Новосибирску будет достаточно 80–90 тыс. кв. м класса «А», спрос на которые должен быть удовлетворен в 2006–2007 годах. Менеджер проекта Bee Logistic Валентин Прибытков говорит, что их склад заполняется по мере ввода площадей: «Первая очередь заполнена, вторая часть откроется летом, и сейчас принимаются заявки на ее заполнение. Есть несколько клиентов, каждый из которых готов занять ее целиком».
А СГТ многие эксперты пока выносят за пределы конкурентного поля, поскольку терминал работает с несколькими крупными клиентами, один из которых — «Компания Септима» (дистрибуция алкоголя). «Мы успешно справляемся с работой, связанной с обработкой алкогольной продукции дробностью до бутылки. На местном рынке нет компаний, имеющих такой опыт», — отмечает старший менеджер по работе с клиентами СГТ Максим Шустов. Однако к концу года СГТ намерен дополнить свой формат новым направлением: компания анонсирует открытие холодильного склада класса «А» площадью 5 тыс. кв. м, тем самым заявив о борьбе за дополнительную аудиторию, — «холодильников» такого уровня в Новосибирске еще нет.
Уверенный настрой новичков вскоре сменится жесткой борьбой за клиента, к которой они основательно готовятся. «Мягкого деления клиентов не будет, и основная борьба пойдет за сетевых клиентов — крупных производителей и ритейлеров», — полагает Полина Винокурова. «Компании будут бороться за клиентов, впервые приходящих на рынок логистики в Новосибирске. Это не коснется так называемых корпоративных клиентов, то есть тех, кто уже долгое время пользуется услугами одного оператора», — рассуждает директор склада Tablogix в Новосибирске Евгений Новиков.
На открытии терминала НЛК гендиректор «РосЕвроГрупп» Илья Бродский подчеркнул, что компания «в настоящее время готова работать на пониженную доходность с дальнейшим завоеванием рынка» («КС», N 8). «Монополии на этом рынке нет, олигополии тоже. Так что методы борьбы стандартны для конкурентного рынка — цена и качество. Другой вопрос, как долго некоторые из игроков смогут работать «на пониженной доходности», — рассуждает Валентин Прибытков из Bee Logistic. — Проекты-то все равно надо окупать. Нам известны примеры, когда при заключении сделки оператор предлагал «хорошие« расценки на уровне нулевой рентабельности и затем менее чем через полгода поднимал их на 20–30%».
B конкурентной борьбе Вee Logistic делает ставку на свой опыт работы в регионе и индивидуальный подход к клиенту. Полина Винокурова говорит, что «конкурентные преимущества НЛК — комплексность, сетевой принцип обслуживания для федеральных клиентов, международные стандарты качества, индивидуальный подход к клиенту».
Директор по маркетингу компании Solos (завод стеллажного оборудования) Валерий Макаров обращает внимание на то, что сейчас ситуация благоприятна для компаний, которые намерены осваивать логистический рынок, «однако он может насытиться в сравнительно короткие сроки».
Валентин Прибытков ограничивает эти сроки двумя годами, а по поводу прихода новых игроков высказывается довольно категорично: «В ближайшее время на новосибирском рынке вряд ли появятся новые игроки. Даже если появятся, строительство комплекса, а затем и раскрутка займут довольно много времени. Скорее всего, до конца 2007 года вводить в эксплуатацию свои очередные складские мощности будут уже работающие на рынке Новосибирска компании».
Елена Ануфриева