Продаются только дорогие мобильные телефоны
Первые три месяца года традиционно приносят производителям мобильников одни разочарования: предновогодний рост продаж неизбежно оборачивается спадом в первом квартале. На фоне роста продаж мобильников в мире российский рынок сотовой розницы снижает объемы. В России розничные продажи сотовых трубок только сокращаются. Единственным спасением для бизнеса продавцов остается стабильный спрос на более дорогие модели.
По данным Strategy Analytics, общемировой объем поставок мобильных телефонов в первой четверти 2006 года достиг 229 млн штук, что на 31% больше результатов аналогичного периода прошлого года. Данные аналитиков IDC за тот же период отличаются не сильно: по итогам первого квартала объем поставок мобильных телефонов достиг 226,7 млн трубок - на 26% больше результатов первого квартала 2005 года.
Российский рынок развивается по иному сценарию.
Если, по данным IDC, продажи мобильников в первом квартале 2006 года сократились на 7,3% по сравнению с последней четвертью прошлого года, то в России разрыв между сезонами оказался выше. "Предварительные данные IDC Russia по итогам первого квартала показали, что в процентном выражении разница объемов продаж телефонов в пред- и посленовогодний период в России больше, чем на мировом рынке",- рассказала "Бизнесу" аналитик IDC по рынку мобильных устройств Ксения Кирсанова.
По ее мнению, в России сезонные колебания продаж более выражены, однако по мере насыщения рынка эта тенденция будет приближаться к общемировой.
Не рассуждая о сезонном факторе, участники российского рынка сотовой розницы по итогам первого квартала зафиксировали весьма неприятную для себя тенденцию - объемы продаж пошли на убыль и сократились на 16,7% по сравнению с объемами торговли мобильниками в первом квартале 2005 года. По данным "Евросети", за первый квартал российские дистрибуторы сотовых трубок продали 6,53 млн аппаратов на сумму $1,26 млрд. Для сравнения: в первом квартале 2005 года было продано 7,84 млн сотовых телефонов на $1,19 млрд.
"Снижение количества проданных телефонов в первом квартале текущего года связано с насыщением рынка первичных продаж сотовых телефонов и увеличением, соответственно, доли приобретаемых им на замену новых трубок",- считает пресс-секретарь "Евросети" Татьяна Гуляева. По ее словам, снижение показателей связано также с повышением цен на розничном рынке из-за роста затрат на доставку и растаможивание мобильников после августовского таможенного кризиса.
"Спад продаж мобильных телефонов вызван насыщением рынка,- уверен руководитель пресс-службы Divizion Очир Манджиков.- Если в 2004 году рынок вырос на 70%, в 2005-м - на 20%, то в 2006-м, по нашим прогнозам, увеличится максимум на 5%. Замедление темпов роста - вполне прогнозируемое явление, что свидетельствует о зрелости рынка". По его словам, в нынешних условиях розничным продавцам помогает держаться на плаву и развиваться средняя цена покупки. "Во многом благодаря активному развитию потребительского кредитования в России набирает обороты процесс замены моделей, и средняя цена телефона растет ежеквартально",- уверяет аналитик IDC Russia Ксения Кирсанова. Ей вторит Очир Манджиков: по данным Divizion, в 2004 году средняя цена купленного мобильника равнялась $140, по результатам 2005 года - $165, по итогам первого квартала 2006 года уже $175. А руководитель отдела по связям с общественностью Dixis Татьяна Москалева утверждает, что за год средняя стоимость покупки в Dixis увеличилась на 9,5% - с $216 в первом квартале 2005 года до $237,1 по итогам трех месяцев текущего года.
Лидеры мобильного рынка
Лидеров рынка две крупных аналитических компании распределили согласованно. Первое место в пятерке вендоров по-прежнему удерживает финская Nokia, увеличив рыночную долю с 30,2% в первом квартале прошлого года до 32,8% в 2006 году. Вторая позиция - за Motorola, на третьей и четвертой строчках - южнокорейские Samsung и LG.
Пятое место сохранил Sony Ericsson, положение которого лишь упрочила успешная линейка музыкальных телефонов Walkman. Любопытно, что доля производителей второго эшелона за год уменьшилась ровно на 5%, до 21,8%.
Примечательно, что локомотивом роста были западные, а не южнокорейские производители. На фоне роста финансовых показателей Nokia, Motorola и Sony Ericsson азиатские вендоры из пятерки лидеров снизили объемы продаж по сравнению с прошлым годом.
Южнокорейский Samsung в первом квартале 2006 года продал 29 млн сотовых трубок. Однако в целом объем продаж телекоммуникационного подразделения снизился на 5% по сравнению с аналогичным показателем годом ранее.
Доходы LG сократились за первые три месяца текущего года по сравнению с тем же периодом годом ранее на 2,7%, и виной тому стало именно мобильное подразделение. Несмотря на рост продаж телефонов на внутреннем рынке, в экспортной статье мобильное подразделение ушло в минус на 5%. В результате в отчетном квартале компания получила операционный убыток в сегменте сотовых телефонов в размере 31 млрд вон по сравнению с операционной прибылью 67 млрд вон в первом квартале годом ранее.
Пятерка лидеров российского рынка отличается от мировой. У нас, по данным IDC Russia, список фаворитов остается неизменным уже несколько последних лет. Возглавляет его Nokia, за ней следуют Samsung, Motorola, BenQ-Siemens и Sony Ericsson.
Александра Крекнина