Цвет:0abc

Аренда коммерческой недвижимости, продажа жилой недвижимость, складская и загородная недвижимость |Новости |Архитектура |«Алтарь мира» в центре политической борьбы
28,08.Кб

В мире | 04 мая 2006 | Архитектура Власть

«Алтарь мира» в центре политической борьбы

В Риме открылось новое здание музея для сохранения важнейшего памятника скульптуры эпохи Ранней Империи – «Алтаря мира» [Ara Pacis] Октавиана Августа.

Автор проекта – американский архитектор Ричард  Майер, известный своими минималистичными постройками в духе раннего модернизма. Музей – первая новая постройка в исторических границах Рима за послевоенный период. Поэтому эта инициатива вызвала активное противодействие многих жителей города и представителей культурной общественности. Также против были политики, представляющие конкурирующие с нынешним мэром города Вальтером Вельтрони партии. Не устраивал их не только сам проект, сдержанный, но далекий от классики, но и то, что архитектор – иностранец. По мнению многих итальянцев, приглашенные для проектирования построек в Риме в связи с празднованием 2000 года Заха Хадид, Рем Колхас, Й.М. Пей ничем не лучше местных архитекторов, и, к тому же, плохо представляют себе уникальную культурную и градостроительную ситуацию в городе.

Сам Майер удовлетворен своей постройкой и считает всю критику временным явлением, больше относящимся к политике, чем к архитектуре. Действительно, сам алтарь с момента создания представлял собой нечто большее, чем произведение искусства. Император Октавиан Август воздвиг его в 13 – 8 гг. до н. э. на Марсовом поле как символ добытого им силой оружия мира после окончания войн в Галлии и Иберии. Квадратный в плане объем, внутри которого располагался собственно алтарь, полностью покрыт рельефами. Они изображают самого императора и его семью, приносящих жертвы богине мира, а также священнослужителей и простых верующих.

За годы, прошедшие после падения Западной Римской Империи, алтарь разрушился, и, с началом целенаправленных раскопок с эпохи Возрождения, отдельные части его рельефов попали в руки частных собирателей, а оттуда – в различные музеи Италии и мира. В начале 20 века его обломки in situ были обнаружены при раскопках. Бенито Муссолини, считавший себя наследником Августа, решил восстановить алтарь рядом с гробницей первого римского императора. Для этого на берегу Тибра было построено здание музея любимым архитектором диктатора Витторио Морпурго. К 1990-м годам оно начало разрушаться, тем самым, поставив под угрозу сохранность древнеримского памятника.

В 1995 тогдашний мэр Рима Франческо Рутелли обратился к Майеру с предложением заменить постройку 30-х годов современным музейным комплексом, включающим залы для временных выставок, аудиторию для лекций на 300 мест, административные помещения и т. д. В 2000 был снесен павильон Морпурго, и только в 2003 началось строительство нового комплекса из стекла, бетона и травертина стоимостью 24 млн. долларов. Торжественное открытие состоялось 21 апреля этого года, в 2759-й день рождения Рима и за месяц до выборов мэра. В реальности же и галереи нижнего уровня, и зрительный зал могут быть закончены не раньше осени.

Вытянутое здание расположено на небольшой площади ниже уровня улицы. Основные его внешние поверхности представляют собой стеклянные навесные стены. Просторный вестибюль высотой 7,5 м вдоль разрезает стена из необработанных блоков травертина, выступающая за пределы музея. За ним расположен собственно зал алтаря (высота 13 м), полностью застекленный. Это не только позволяет осветить его ярким солнечным светом, но и открывает памятник взгляду снаружи, особенно в темное время суток. Позади главного зала запланирована аудитория для лекций. Галереи под землей освещаются через застекленные отверстия в полу первого этажа. Там расположатся экспозиция археологических находок, связанных с «Алтарем мира», цифровая библиотека и залы временных выставок. Также там доступна для осмотра единственная сохранившаяся стена павильона Морпурго, на которой высечены «Деяния» Августа [Res Gestae].

На крыше музея устроено кафе, откуда открываются виды на Тибр и окружающие памятники архитектуры – древнеримской и эпохи барокко.

Таким образом, Ричард Майер, построив музей «Алтаря мира», несмотря на многочисленные препятствия, вписал свое имя в ряд зодчих, украшавших своими постройками Вечный Город с момента его легендарного основания почти 2800 лет назад.


Тема дня