Цвет:0abc

Аренда коммерческой недвижимости, продажа жилой недвижимость, складская и загородная недвижимость |Аналитика |Недвижимость |Торговые |Вхождение торговых операторов и девелоперов на украинский рынок перспективно
16,49.Кб

Украина | 04 мая 2006 | Недвижимость

Вхождение торговых операторов и девелоперов на украинский рынок перспективно

В последнее время Украина привлекает внимание, прежде всего, благодаря бурным политическим событиям. Однако всякие выборы рано или поздно заканчиваются, а экономика — понятие непреходящее. Можно по-разному относиться к киевским властям, но нельзя не признать: экономический потенциал Украины велик.

Макроэкономические показатели

За последние годы четко прослеживается тенденция роста розничной торговли на Украине. Основанием для этого служит подъем экономики, рост заработной платы и, как следствие, внутреннего потребления. К примеру, заработная плата в регионах выросла на 20–25%, розничный товарооборот – на 25–30%. С другой стороны, наблюдается сокращение безработицы, активизация бизнеса. По прогнозам аналитиков, Украина сохранит 5–7%-ные темпы роста экономики в ближайшие годы. Это является основным стимулом для дальнейшего развития розничной торговли в стране. По уровню доходов Киев пока еще отстает от Москвы, но уже обогнал крупные российские региональные центры.

Инвестиционная привлекательность

Инвестиционная привлекательность страны растет. Как следствие роста потребления, развиваются национальные сети. Их обороты еще не сопоставимы с оборотами российских сетей, но темпы роста довольно высокие. На Украине уже появились достаточно сильные местные игроки в разных категориях: продовольственные товары, бытовая техника, строительно-хозяйственные товары, кинотеатры, появляются первые отечественные магазины одежды. Местные розничные сети наращивают объемы. В 2006–2007 гг. свое присутствие в Киеве местные продовольственные сети увеличат примерно на 50%, сети, специализирующиеся на бытовой технике, – примерно на 50%, строительно-хозяйственные супермаркеты (DIY) – на 80%, кинотеатры – на 100%.

С каждым годом на Украине появляется все больше международных сетей, а те, кто еще не зашел, активно изучают розничный рынок. Уже давно работают на Украине Metro, Spar, Billa и др. Ведутся исследования украинского рынка розничными гигантами – французскими Auchan и Carrefour, английской Tesco, немецкими Bauhaus, Hit, Praktiker, прибалтийской VP Market, американской Wal-Mart и др. Интересуются украинским рынком и российские сети, но их еще мало.

Изменения на Украине и перспективы розничной торговли не остались незамеченными и со стороны западных аналитиков. В рейтинге агентства A.T. Kearney в 2004 г. Украина поднялась с 20-го места (2003 г.) до 11-го и стала лидером в группе стран, к которым «стоит присмотреться» розничным сетям в плане развития бизнеса. В 2005 г. в этом рейтинге Украина заняла уже 3-е место после таких гигантов, как Россия и Индия, и стоит в тройке лидеров среди стран, в которые рекомендуется «заходить немедленно».

Создается благоприятная почва для развития розничной торговли, которая идет по пути сокращения доли рынков, роста местных розничных сетей, появления иностранных. Увеличивается спрос на современные качественные торговые площади, и, как следствие, начался бум торговых центров, растет количество современных торговых площадей. ТЦ будут развиваться в направлении новых форматов, улучшения качества, укрупнения, увеличения доли развлекательного сектора. Эти процессы характерны для Украины в целом, но для Киева гораздо в большей степени

Возможности для арендаторов и инвесторов

Предложение качественных торговых площадей на Украине ограничено. Темпы роста торговых площадей в ТЦ отстают от темпов роста заработной платы и уровня потребления. «Украинская Торговая Гильдия» постоянно проводит исследования в разных регионах Украины, которые в целом подтверждают тенденцию увеличения диспропорции между спросом и предложением торговых площадей в ближайшие 2 года. Вместе с развитием национальных и уже работающих на Украине зарубежных сетевых розничных операторов ожидается и появление новых западных сетей, что будет составлять еще один источник спроса.

Судя по количеству новых проектов, которые разрабатываются в этом году и начнут выходить на рынок в конце 2007–начале 2008, объемы качественных торговых площадей в ТЦ Украины могут увеличиться вдвое, а судя по всем известным проектам – более чем втрое. Если на 2005 г. на региональные центры Украины приходится в среднем 50 кв.м торговых площадей в ТЦ на 1000 жителей, то в скором времени этот показатель будет доходить до 100 кв.м и больше. На фоне всей Украины по темпам роста выделяются Киев, Днепропетровск, Львов и Харьков. Здесь ожидается наибольший прирост площадей, а на 1000 жителей будет приходиться более 200 кв.м. Но и в этом случае украинские рекордсмены будут сильно отставать по обеспеченности торговыми центрами от других крупных городов стран Восточной Европы.

В то же время стоимостные показатели остаются привлекательными для девелоперов. Стоимость строительства и земли остается сравнительно невысокой, а темпы роста арендных ставок и цен на недвижимость велики. В украинских регионах цена жилой недвижимости за последний год увеличилась на 50–70%.

В Киеве эти показатели еще выше. Все это сказывается на привлекательных сроках окупаемости девелоперских проектов.

Таким образом, судя по известным проектам, общая площадь торговых центров Украины может увеличиться на 3,9 млн кв.м (более 125 новых проектов). «Украинской Торговой Гильдией» было разработано порядка 2 млн кв.м этих площадей. Мы имеем значительное предложение площадей для торговых операторов, а наш опыт работы на украинском рынке может помочь адаптироваться российским бизнесменам.

Оптимальным вариантом для российских сетевых операторов является развитие в ТЦ. Этот сегмент активно развивается. Большинство российских операторов, которые уже работают на Украине, испытывают некоторые трудности. Это связано с переоценкой собственных сил, переоценкой своего бренда, сильными позициями национальных операторов. В то же время есть примеры и удачного освоения украинского розничного рынка российскими сетями.

Для девелоперов оптимальным способом вхождения на украинский рынок является вхождение в проект вместе с украинскими инвесторами, которые уже прошли начальную стадию проекта и не имеют проблем с отводом земли. Проектов, которые нуждаются в подобном сотрудничестве, очень много.

Таким образом, существуют все предпосылки для вхождения российских торговых операторов и девелоперов на украинский рынок: огромный потенциал рынка, отсутствие языкового барьера, родственный менталитет, одни схемы ведения бизнеса, огромное предложение проектов и эффективные партнеры, которые предоставят максимально широкий выбор торговых площадей и объектов финансирования.

Виталий Бойко


Тема дня