Закрученный дом выставляет наружу стальной скелет
Постмодернизм позволяет архитекторам вытворять со своими произведениями что угодно: создавать их огромными, гнуть, скручивать, выворачивать наизнанку, использовать необычные материалы, даже поселять в них людей. Правда, долгое время никто не пытался сделать это все сразу
Любое постмодернистское произведение — как бы оригинально оно не выглядело — всегда копирует известные или малоизвестные образцы искусства. Этот общепринятый искусствоведческий тезис почему-то часто вызывает обиду у многих современных художников. По крайней мере, немногие готовы сказать, что же их вдохновило.
А вот известный архитектор Сантьяго Калатрава (Santiago Calatrava) вряд ли обиделся бы на какие-нибудь сравнения.
Одну из своих скульптур он назвал "Закручивающееся туловище" (Twisting Torso, 1991 год), признаваясь, что создал её под впечатлением движения поворачивающегося человеческого тела. Непосредственным источником вдохновения, наверняка, было что-то из античности.
Прошло несколько лет, и эта скульптура в одном каталоге случайно попалась на глаза Джонни Орбаку (Johnny Örbäck), руководителю компании HSB из шведского города Мальмо. Тогда ему пришла в голову идея построить здание в форме этой скульптуры. Вскоре он отправился в Цюрих, где предложил Калатраве свой безумный архитектурный проект.
Новую программу было решено назвать немного скромнее: "Поворачивающееся туловище" (Turning Torso) – жилое здание как-никак. Правда, составленное из набора блоков-призм, каждая из которых немного повёрнута относительно соседей. Заметим, постоянные читатели "Мембраны" уже знакомы с творчеством Калатравы: мы рассказывали о его небосвёрле и о 12 парящих особняках.
В 2001 году началось строительство, но в проекте были сделаны некоторые изменения. Для того чтобы плоскость верхней призмы была повёрнута относительно нижней на 90 градусов – так же как и у скульптуры, пришлось сделать призмы пятигранными, а не четырехгранными.
Центральная несущая конструкция сделана из железобетона. Внутри неё расположены лифты, лестницы, коммуникации. Также для большей устойчивости у здания есть каркас – но только он расположился не внутри, а снаружи.
Основа каркаса – стальная колонна, которая также обеспечивает прочность конструкции. Благодаря её применению, удалось уменьшить амплитуду колебаний вершины при сильном ветре всего до 30 сантиметров.
Устойчивость фундамента обеспечивается в первую очередь за счёт того, что он углублен в землю на 18 метров, три из которых "закреплены" в скальном основании. Каждый из отсеков (их авторы и проектировщики по старой привычке, оставшейся от скульптуры, называют "кубами") состоит из пяти этажей плюс промежуточный этаж под каждым из "кубов" – всего 54 этажа, которые составляют 190 метров головокружительной башни. Сейчас это второе по высоте жилое здание в Европе (оно уступает только комплексу "Триумф-Палас" в Москве).
Нижние два блока отведены под офисные помещения. В отсеках, находящихся выше — 147 жилых квартир. Верхние два этажа последнего "куба" отведены под роскошные конференц-залы.
Turning Torso уже полюбился горожанам: для них он заменяет собой в городском ландшафте Мальмо прежнюю зрительную доминанту — Kockumskranen – огромный 138-метровый судостроительный кран на верфи, демонтированный в 2002 году. Вид Turning Torso становится ещё внушительнее, когда темнеет и включается внешняя светодиодная подсветка. Причём её цвет может варьироваться.
Что касается инфраструктуры, то у этого дома, который, надо полагать, относится к классу элитного жилья, есть всё необходимое: от автостоянки до спортзала и прачечной; а в подвале есть даже винный погреб! Ну, а если неожиданно нагрянувших гостей оказалось больше, чем можно было предполагать, то для них всегда найдутся гостевые комнаты, которые легко можно заказать заранее.
Здание располагает автономными источниками энергии; это местная ветровая электростанция, расположенная поблизости в заливе, и солнечные батареи. Turning Torso — универсальное и безупречное здание. И это особенно удивительно, если вспомнить, что всё начиналось со скульптуры, которую Калатрава когда-то сделал просто для забавы, экспериментируя с пластичными визуальными формами твёрдых материалов.
А пока остаётся только догадываться, какой архитектурой он займётся, если вдруг надумает "поиграть", например, с лентой Мёбиуса.