Самоходные электроштабелеры
В последнее время в России все большим спросом пользуются самоходные электроштабелеры. В значительной степени этому способствует определенный уровень технологий и культуры труда, которые привнесли крупные западные компании, работающие в нашей стране. Наиболее простые штабелеры, о которых и пойдет речь ниже, являются ведомыми, т. е. управляются оператором, пешком идущим вслед за устройством, с помощью специальной поворотной рукоятки (дышла). У них более высокая грузоподъемность, чем у гидравлических штабелеров и штабелеров с электроподъемом, – обычно до 1,6 т и большая высота подъема – 4,5…6 м. Благодаря наличию электропривода движения с их помощью перевозят грузы на значительные расстояния без каких-либо особых физических усилий со стороны оператора.
Обычно конструкции этого типа используют в помещениях с узкими проходами или там, где нагрузка на пол ограничена, а использование более тяжелой складской техники или классических вилочных погрузчиков исключено. По сравнению с вилочными погрузчиками ведомым штабелерам присущи те же достоинства, что и несамоходным моделям: они дешевле и маневренней (радиус поворота обычно не превышает 1,5…1,6 м), их легко доставлять к месту проведения погрузочных работ, например, в кузове автомобиля. Большое преимущество этих машин и в том, что при обращении с ними оператору не требуется специальная подготовка и удостоверение на право управления. Техническое обслуживание, ремонт, а также эксплуатация аккумуляторных батарей также не требует особых навыков. Вместе с тем, штабелеры по причине особенностей конструкции имеют и свои недостатки: их нельзя использовать на обслуживании значительных грузопотоков и для них нужны ровные полы.
Самоходные штабелеры хорошо зарекомендовали себя при обработке товаропотоков средней мощности (100…150 палет в смену) в случае использования стеллажей высотой до 5,5…6,0 м. Скорость их движения с грузом обычно не превышает скорости пешехода – 3…5 км/ч, скорость движения без груза – до 6 км/ч. И подъем груза, и движение машины осуществляется при помощи электродвигателей, питающихся от свинцово-кислотной тяговой аккумуляторной батареи, одной зарядки которой хватает примерно на 8 ч непрерывной работы. В зависимости от производителя устройства могут комплектоваться аккумуляторной батарей (АКБ) автомобильного типа (24 В, 70…100 А ч) или тяговой АКБ (24 В, 160…350 А ч). Грузоподъемность ведомых штабелеров обычно 1,0…2,0 т, но встречаются и 3,0-тонные модели. Высота подъема вил 1500…5500 мм.
Большая, чем на несамоходных штабелерах, мощность батареи приводит к значительному увеличению ее собственной массы. Так, аккумулятор, который весит 400…500 кг, невозможно заменить вручную, поэтому на лучших моделях предусмотрена специальная система, которая может представлять собой встроенную в штабелер или поставляющуся дополнительно, как опция, систему роликов. Для штабелеров, постоянно работающих в двух-трехсменном режиме, разработаны более удобные внешние устройства-тележки для смены батарей.
Штабелеры с опорными консолями — наиболее распространенный тип этого оборудования, который выпускается практически всеми производителями грузоподъемной техники для штабелирования грузов. Поэтому подобрать нужную по техническим параметрам и соотношению цена – качество модель из имеющегося сегодня на рынке спектра таких устройств достаточно просто. Главной и отличительной их чертой является следующая конструктивная особенность – спереди штабелер опирается на две опорные консоли, снабженные колесами или, реже, колесными блоками. Подвижные вилы, перемещающие поддон по вертикали, в опущенном состоянии обычно накладываются на неподвижные – опорные. Некоторые модели штабелеров имеют разнесенные опоры с регулируемой шириной подъемных вил для работы с поддонами разных габаритов. Существуют и штабелеры с функцией так называемого начального подъема опорных консолей (как у гидравлической тележки). Высота подъема верхних вил таких устройств небольшая, и они могут одновременно транспортировать сразу два поддона. Кроме того, начальный подъем обеспечивает достаточно больший дорожный просвет и облегчает переезд через пороги и препятствия, передвижение по наклонным рампам.
Шасси штабелеров этой конструкции представляет собой устойчивую сварную конструкцию, состоящую из двух швеллерных профилей из высококачественной стали и консолей, к которым прикреплены ходовые колеса. Система подъема состоит из электродвигателя, гидравлического агрегата, зарядного устройства (если оно встроенное), индикатора емкости, аккумуляторной батареи, штепсельного соединения. Подъем-опускание груза осуществляется с помощью гидроагрегата и гидроцилиндра, при этом движение грузоподъемника направляется специальными роликами. На некоторых моделях скорость опускания вил в целях повышения безопасности работы с грузами, требующими деликатного и осторожного обращения (стекло, фарфор), можно менять. Поворотная рукоятка устройства расположена по центру или смещена в сторону. Для того чтобы со штабелером можно было работать зимой и под дождем, а также, чтобы рукоятка меньше скользила, часто ее покрывают слоем специального пластика.
Принцип работы машины такого типа следующий: поддон поднимается над опорными консолями, как у гидравлической тележки, при этом центр тяжести располагается между мачтой и грузом - в зоне вил. Это позволяет обходиться без большого противовеса, что делает штабелёры более компактными, чем погрузчики. Ширина прохода (в технических характеристиках она обозначается Ast), которая требуется штабелёру для установки на стеллажи поддона 1200 мм (вдоль вил), составляет 2,1…2,3 м.
Другой, менее распространенный тип штабелеров, не имеет консолей, а для уравновешивания груза, как и обычный вилочный погрузчик, оснащается противовесом. В отличие от стандартных самоходных электроштабелеров, они более маневренны за счет меньшего радиуса поворота. Наклон мачты у них регулируется, а клиренс увеличен, что существенно расширяет возможности использования, особенно в условиях отечественных складов. Отсутствие передних опорных вил позволяет вплотную подъехать к разгружаемому объекту (например, к боковому борту машины). Используются такие модели обычно как недорогая альтернатива классическому вилочному погрузчику.
Улучшение эргономичности штабелеров прежде всего достигают, уменьшая их габаритные размеры с целью увеличения маневренности, а также придавая корпусу обтекаемую форму (без острых углов), а конструкции мачты – большую «прозрачность», а также рационально и максимально удобно располагая кнопки на рычаге управления. Наиболее оптимальным является размещение всех основных управляющих функций – изменения скорости движения машины, подъема груза и аварийного останова машины – на поворотной рукоятке. Такое решение признают наиболее оптимальным все производители этой техники, поскольку оно позволяет осуществить большинство манипуляций с грузом посредством только больших пальцев обеих рук.
Практически все штабелеры, выпускаемые лучшими мировыми производителями в последние годы, оборудуют так называемой системой рекуперации (возврата) энергии при торможении устройства. Это позволяет увеличить не только срок службы батареи, но и интервалы между подзарядками. Сравнительно недавно модели ведомых штабелеров стали оснащаться не требующими техобслуживания асинхронными двигателями переменного тока.
Грузоподъемник штабелера чаще всего выполнен в форме рамы, хотя у некоторых компаний (Jungcheinrich, LOC) есть модели с мачтой в виде штанги. Существуют разные типы мачт-рам – моно, дуплекс и триплекс: они приспособлены для выполнения разного рода задач, таких как погрузка, подъем на разную высоту и т. п. При необходимости подъема легких грузов на небольшую высоту используются и одномачтовые конструкции (например, модель штабелера MAXI PPH грузоподъемностью 800 кг шведской фирмы ВТ, предназначенная специально для разгрузки автотранспорта). Существуют модели и с выдвижными вилами, ширину которых можно регулировать. Такие штабелеры могут оперировать с поддонами любых типоразмеров, а также со сплошным дном. Модель с шасси большой ширины позволяет размещать европоддоны шириной 800 мм между консольными опорами.
Для увеличения скорости движения и снижения усталости оператора многие модели оборудуют специальной площадкой, иногда откидывающейся, на которой оператор при необходимости может ехать. Не рекомендуется, однако, во избежание падения совершать резкие маневры (повороты) на таких машинах, стоя на самой платформе, при движении. Скорость перевозки этих моделей обычно выше и составляет 6…10 км/ч, что уменьшает время работы при перевозках на большие расстояния и увеличивает производительность труда. Чтобы оператор не упал с площадки на повороте, модели, могут дополнительно комплектоваться защитными ограждениями различного типа. Ширина рабочего прохода (Ast) у моделей с опорными консолями и платформой несколько выше - 2500…2700 мм.
Большое внимание уделяется вопросам безопасности работы с этими устройствами. Их проектируют с таким расчетом, чтобы оператор, работающий со штабелером в режиме ручного сопровождения, при любых условиях был надежно защищен корпусом машины от попадания под ее колеса. Этот момент особенно важен при проведении складских работ в условиях ограниченного маневрирования. Многие производители снабжают поворотную рукоятку специальным возвратным механизмом, чтобы, в том случае если тележка потеряет управление, ее поворотная рукоятка самостоятельно переходила в вертикальное положение под действием пружины, а машина при этом останавливалась. Вдобавок на этой же рукоятке управления предусмотрена специальная кнопка безопасности, которая обеспечивает откат машины при ее случайном наезде на оператора.
Ассортимент самоходных штабелеров значительно больше, чем несамоходных, и в рамках этой публикации мы рассмотрим далеко не все модели. К сожалению, в России самоходные штабелеры до сих пор так и не научились производить. Наиболее дешевые штабелеры выпускают производители Болгарии, Польши, Чехии, Юж. Кореи и Италии. Более дорогие – финские, германские, французские, американские, японские фирмы. Цена полностью электрифицированных штабелеров на российском рынке колеблется от $5,5 тыс. за самые несложные и дешевые конструкции до $20 тыс.…25 тыс. за специально оборудованные штабелеры известных производителей с большой высотой подъема, что уже сравнимо со стоимостью фронтальных погрузчиков. В среднем хороший самоходный электроштабелер с «пешим» управлением западноевропейского производства стоит $9 тыс.…13 тыс., в зависимости от высоты подъема и грузоподъемности.