Мир складского оборудования
"Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю...". Это высказывание принадлежит Архимеду. Откуда было знать великому греческому физику и математику, что спустя две тысячи лет подъемно-транспортная техника практически освободит людей от физической работы...
Аренда площади, особенно в крупных городах, - это одна из наиболее тяжелых позиций себестоимости товара, поэтому владельцы складов стараются использовать как можно больше "воздуха": проходы - уже, а стеллажи - выше. Этим объясняется растущая тенденция к использованию автоматических штабелеров, которые довольно маневренны и позволяют поднимать грузы на большую высоту. Основные требования к подъемной технике - небольшие размеры, маневренность, отсутствие вредных выхлопов. Необходимое количество машин рассчитывается исходя из различных норм, которые определяются законами об охране труда, физическими возможностями человека. Также выбор погрузочной техники зависит от площади и высоты склада, его грузооборота, габаритов и веса грузов, расположения стелажей, частоты погрузки/разгрузки.
К складскому оборудованию можно отнести любое оборудование, от небольшой двухколесной тележки до больших погрузчиков-штабелеров. Каждый вид подъемно-транспортного оборудования (ПТО) несет свою функциональную нагрузку.
Тележки
Так, тележки на 2 колесах служат для перевозки груза небольшого веса, например, для перевозки бытовой техники. Как правило, для перевозки легких, но объемных грузов (например, коробок, которые можно поставить друг на друга) используются платформенные 4-колесные тележки с ручками. Двух-, трехъярусные 4-колесные тележки - это довольно специфические позиции, чаще всего они используются на производстве (для разделения инструментов или подвоза и отгрузки готовых деталей). Нередко их покупают для сферы общественного питания - развозить продукты, кастрюли. Как правило, такие тележки изготавливаются не серийно, а маленькими партиями, они не являются тележками массового спроса. Лестничная тележка может преодолевать небольшие препятствия вроде порогов, 1-2 ступеней, неровностей пола и т.п. Это достигается благодаря тому, что с каждой стороны используется не одно колесо, а три, расположенные в одной плоскости, но меньшего размера.
Гидравлические тележки - наиболее распространенный вид легкого складского оборудования, в основном они применяются для перевозки товара на паллетах. Это гениальное изобретение нашего века, т.к. такая небольшая тележка может бороться с весом до 3 тонн, но не обходится без помощи человека: нужно накачать воздух и т.п.
Самоходные гидравлические тележки, где используется принцип аккумуляторной тяги, находятся в одной весовой категории с самоходными штабелерами: они предусмотрены для небольших складов, узких проходов, для подъема в вертикальной плоскости до 2,5 тонн и ограничение по высоте порядка 4,5 м. Скорость движения самоходных тележек, которые имеют ступеньку для водителя, 11-15 км/ч, а если ступеньки нет, и оператор ходит за тележкой, то скорость уменьшается в 2 раза (5-7 км).
Опор у гидравлической тележки всего две: рулевые колеса сдвоенные, а на концах вил может быть по 1 (single) и по2 колеса (tandem применяется для неровных полов).
Иногда особенности склада требуют использования тележек с такими дополнительными опциями, как весы или тормоз. Счетчик веса суммирует перевезенный вес, и потом данные можно вывести на компьютер. Тормоз может быть двух видов: стояночный и путевой, который позволяет притормаживать на склонах. Хотя дополнительные позиции и повышают стоимость тележки примерно в 2 раза, многие сознательно заказывают такую технику.
У гидравлической тележки есть два основных элемента - гидравлический узел и шасси (металлический корпус и колесная база). Если полы низкого качества (что встречается практически везде), то в первую очередь из строя выходят колеса как основной элемент тележки. Несмотря на то, что современная наука разрабатывает новые синтетические материалы, которые очень устойчивы к повреждениям, колеса остаются едва ли не самой уязвимой частью тележки: или подшипники разбиваются, или происходит отслоение эластичного слоя. Колеса бывают металлическими с плотными или пневматическими шинами, пластиковыми с такими же вариантами шин или из цельного пластика, но они боятся ударов, острых предметов, т.к. могут лопнуть или расколоться. Одним из очень стойких синтетических материалов является вулкалан. Он обладает свойствами резины в плане эластичности, по твердости стоит между резиной и пластиком, достаточно стойкий к кислотным и щелочным средам, не отслаивается и не шумит при передвижении. Право выбора колес остается за заказчиком, т.к. он лучше знает условия работы тележки.
Прочность металлической конструкции достигается благодаря специальной форме, штамповке, внутри есть ребра жесткости - дополнительные укрепляющие элементы.
Вся внутрискладская техника - электрическая. Как правило, последнее время используются полупроводниковые импульсные зарядные устройства с автоматическим отключением от сети при наборе нужной емкости. Они используются не только в аккумуляторных тележках, но и в штабелерах, погрузчиках. В основном тенденция сейчас такова - зарядные устройства вмонтированы в технику (в моторный отсек), т.к. они обладают небольшими размерами. Время зарядки зависит от степени разряженности, но, как правило, за 4-5 часов зарядное устройство штабелеров и самоходных тележек набирает свою емкость, а при многосменной работе возможно использование нескольких батарей.
Техническое обслуживание тележкам не требуется, смазка там заложена изначально на весь срок службы. Их нужно просто поддерживать в чистом виде, следить, чтобы они не заржавели, поэтому для работы в сырых помещениях, в холодильниках предлагаются тележки с гальваническим покрытием. Для более серьезной техники необходимо не техническое обслуживание, а профилактика, которая проводится через определенное время - моточасы или временной интервал.
Срок службы тележек зависит от условий эксплуатации. Если обеспечить идеальные условия эксплуатации, то они будут служить вечно, но, принимая во внимание низкое качество полов и учитывая невысокую культуру работы с подобной техникой, сроки службы достаточно ограничены. Не последнюю роль играет производитель. "Однако технологии настолько сравнялись, что выделять кого-то непросто, хотя немецкие тележки действительно надежны, достаточно приемлемы по цене и оправдывают наши представления о немецком качестве", - говорит г-н Пенович. В России всегда на первом месте были болгарские тележки, они неплохого качества и доступны по цене, поэтому по массовости они более продаваемы за счет традиции. А вот российские тележки, к сожалению, не очень высокого качества.
Все тележки можно изготовить под особенности производства, склада или магазина, например, тележки для перевозки рулонов бумаги обладают скошенными внутрь вилами, есть тележки с длинными или широко расставленными вилами.
Штабелеры и погрузчики
Обычно клиентам стараются предложить комплекс необходимого оборудования: погрузчики, штабелеры, тележки ручные, электрические, пандусы гидравлические, стеллажи и т.п. В этом случае все мелочи можно предусмотреть и восполнить неимение одной машины другой.
Основное отличие погрузчика от штабелера в том, что погрузчик относится к классу балансированной техники. Он имеет подъемную мачту с одиночными вилами и утяжеленную заднюю часть (противовес для груза). У штабелера нет задней части, за счет этого уменьшаются его габариты, следовательно, он может работать в узких проходах. Но для штабелера необходимы опорные вилы, т.к. у него нет противовеса. "У погрузчиков стандартные мачты по высоте подъема - максимально 6 м, а штабелеры могут обслуживать высоты до 11-12 м (для Москвы это особенно актуально)" Штабелеры бывают с подъемными кабинами, где находится оператор, или с камерой и монитором, на котором водитель может наблюдать за процессом погрузки.
Штабелер - это внутрискладская техника, погрузчик скорее предназначен для наружных работ (уличный). Основное ограничение для работы внутрискладских штабелеров на улице только одно - плохие дороги. У штабелеров колеса достаточно небольшого диаметра и маленький дорожный просвет, поэтому он может сесть в яму или на бугре, но если предусмотрена ровная площадка, то он может свободно работать на улице. Электропогрузчики работают и внутри склада. У такой техники используются кислотные тяговые аккумуляторы (это международная практика за исключением отечественных и болгарских погрузчиков, там стоят щелочные). Однако разовые заезды при хорошей вентиляции допускаются и для дизельной, газовой техники.
Уличные погрузчики могут быть снабжены зимним вариантом кабины с печкой и дворниками. На лето двери зимней кабины можно убирать, сверху и с боков водитель будет защищен от ветра, дождя. Есть упрощенный вариант типа тента с прозрачными стеклами спереди, сзади и с боков. Погрузчики и штабелеры - это средства облегчения ручного труда, средства извлечения прибыли, они необходимы для работы.
Основное обслуживание штабелера - это аккумулятор, за состоянием которого следит сам водитель, замена масла нужна раз в полгода. Обслуживание погрузчика с двигателем внутреннего сгорания несколько сложнее: у него часто меняется масло, фильтры, практически ежемесячно требуется проведение ТО (в среднем, после 200-300 моточасов - то же, самое, что для автомобиля 10000 км - нужно менять хотя бы моторное масло). Основное же "слабое место" у погрузчиков и штабелеров - колеса, как и у ручных тележек. Штабелеры и погрузчики можно разделить на импортные, болгарские и российские. Имея схожие параметры, болгарские и российские погрузчики через 3 года эксплуатации не смогут конкурировать с европейской или японской техникой. Однако они подойдут в том случае, если ПТО нужно крайне редко. Высококачественные штабелеры производят в Финляндии, Франции, Японии; погрузчики - в России, Болгарии, Великобритании, Японии.
Подъемные столы
Достаточно новым является такой вид складского оборудования, как гидравлический подъемный стол (ГПС). У данной техники достаточно большой спектр применения - складские комплексы, магазины, производственные цеха, автосалоны, особенно она рациональна при погрузо-разгрузочных работах с транспорта.
Сегодня на рынке можно встретить столы импортного и российского производства. 1| При должном уходе за этим оборудованием срок службы может быть неограничен, необходимо только вовремя смазывать трущиеся узлы, подшипники, следить за уровнем масла. Высота подъема груза на гидравлическом подъемном столе ограничивается 10 м (создать такой подъемник можно, но это будет экономически неэффективно, рациональнее использовать лифт), наиболее целесообразно применять такое оборудование при подъеме груза на высоту до 6 м. Принцип действия ГПС предельно прост. Горизонтальная поверхность стола передвигается в вертикальной плоскости. При включении электромотора включается гидравлический насос, выдвигаются штоки и стол поднимается на заданную высоту. Вниз стол опускается под собственным весом или под весом груза. Кнопка управления выносится на стену или на гибкий выносной шнур. Чтобы стол остановился на нужной высоте, применяются концевые выключатели. Стол имеет несколько степеней защиты, например, при малейшем соприкосновении с рамкой безопасности на пути движения вниз стол мгновенно останавливается. Грузоподъемность такой техники колеблется от 500 кг до 5 тонн. Скорость подъема зависит от высоты и грузоподъемности, соответственно, подъем занимает от 30 до 70 сек. Данные столы бывают одно- и двухсекционными (так называемые ножницы).
Столы с двойными ножницами могут быть как вертикального, так и горизонтального расположения. Вертикальные рычаги применяются для увеличения высоты подъема, но такие столы обладают невысокой грузоподъемностью, а горизонтальные позволяют увеличить длину стола, но груз поднимается на небольшую высоту. Есть конструкции с объединенными в один стол двумя платформами: они рациональны для постепенного подъема грузов (часть на один стеллаж, часть - на другой, выше). Также существуют столы с вращающимся диском на основной платформе, что позволяет работать с грузами, которые нужно развернуть в процессе погрузки.
Все модели ГПС - стационарные, иногда по заказу выполняются модели на колесах для того, чтобы перемещать его на несколько метров в сторону. Это столы малой высоты подъема и небольшой грузоподъемности. Стационарные столы рекомендуется устанавливать в приямок, чтобы его вертикальная поверхность располагалась на уровне пола.
"Чаще всего ГПС устанавливают на складах, но последнее время тенденция несколько изменилась: 6 из 10 столов "уходят" в магазины для транспортировки товаров со склада в торговый зал, увеличилось количество заказов таких столов для производственных предприятий", - говорит г-н Петлеванный. Также подъемные столы можно применять и в кафе, но для работы с пищевыми продуктами необходимо отделывать его поверхность нержавеющей сталью.
ГПС имеют и свои модификации. Например, столы в виде мобильных перегрузочных платформ (экспресс-перегрузчики) нужны в том случае, если груз из одной машины перегружается в другую, а высота бортов этих машин не совпадает или они не могут подъехать близко друг к другу. На экспресс-перегрузчик загружается груз и перемещается в нужное место, что человек может сделать и без помощи технических средств, хотя грузоподъемность достигает 2 тонн. Также удобна подобная техника в том случае, если нужно разгрузить один автомобиль, а через некоторое время загрузить тот же груз в другой. Во время этого промежутка груз может находиться на мобильной перегрузочной платформе, не занимать места на складе и экономить время.
Гидравлические столы производятся исключительно по требованиям заказчика, и проектировать их использование надо на этапе строительства, т.к. необходимы проводка, приямок и т.п.
Итак, секрета нет: чтобы успешно работало предприятие, должно успешно работать и оборудование, которое позволит упростить технологические процессы. Однако только правильно подобранная техника будет работать с максимальным коэффициентом полезного действия. И любой склад, магазин, промышленное предприятие, разработав верный план, сможет заказать нужное оборудование.