Логистика склада: новые решения старых проблем
Сухая статистика неопровержимо свидетельствует о том, что затраты на транспортировку, погрузочно-разгрузочные работы и складирование в современном производстве составляют до 50% конечной стоимости продукта. Особенно велики эти расходы у тех предприятий, которые, в силу специфических свойств товара, просто вынуждены уделять особое внимание правильному хранению (зачастую в специальных условиях) и обработке грузов.
Задача минимизации транспортно-складских расходов так или иначе встает перед каждым хозяйственником. Как показывает практика, для ее решения существуют достаточно большие, часто неиспользуемые резервы. В данной статье, не акцентируя внимание на транспортной составляющей, мы остановимся на возможных подходах к решению проблемы движения и складирования грузов в рамках самого предприятия. Чтобы определить эти подходы, рассмотрим стандартную технологическую цепочку обработки грузов.
Казалось бы, все предельно просто: сырье вместе со вспомогательными и упаковочными материалами поступает на предприятие, разгружается, учитывается и складируется тем или иным образом, исходя из характера груза и специфики его дальнейшего использования. Затем сырье и материалы передаются в производство, где они, перемещаясь с одного участка технологической цепочки на другой, проходят надлежащую обработку.
Часто в ходе этого процесса продукция поступает на центральные склады или во временные хранилища. Готовые изделия содержатся там согласно определенным инструкциям, а затем отгружаются в зависимости от их востребованности рынком (крупным или мелким оптом, в соответствии с той или иной скоростью реагирования на запрос потребителя либо номенклатурой продукции и т.д.). При этом для самого производителя важно организовать материальные потоки таким образом, чтобы путь между участками приемки сырья и отгрузки готовой продукции:
• грузы проходили как можно быстрее;
• не создавались заторы на пути их следования;
• уровень складских запасов не был чрезмерным и отвечал только необходимым требованиям, — т.е. учитывал риск задержки поставок, стоимость оптовых партий, стоимость использования складских помещений (аренду или амортизацию) и др. факторы;
• на входе того или иного участка не создавалось такого дефицита сырья или полуфабрикатов, который может повлечь за собой остановку производства, — что, в свою очередь, зачастую грозит большими непредвиденными издержками.
Однако на практике все может выглядеть несколько иначе. Не так уж редко встречаются ситуации, когда на предприятии снижается производительность, сырье и товары портятся, а дефицит сырья и полуфабрикатов приводит к нарушению производственного ритма, — из-за чего у потребителей возникает недовольство длительным ожиданием отгрузки, ограниченной номенклатурой продукции или неудобным размером партии товара и т.п. Приведем лишь несколько причин, приводящих к этим негативным явлениям:
• отсутствие или плохое качество погрузочно-разгрузочных рамп;
• неровные полы;
• плохое освещение мест погрузки-разгрузки, а также зон сортировки и комплектации;
• неоперативные и нерационально налаженные системы учета;
• устаревшее и неправильно используемое ПТО;
• неудачный выбор способов хранения и перемещения грузов — отсутствие стеллажей, конвейеров и т. п.
Ситуация, складывающаяся на рынке в настоящее время, заставляет компании активно искать пути сокращения расходов. Легко заметить, что, например, перечисленные выше причины сбоев в работе склада связаны с тем, что технология грузопереработки, как правило, плохо продумывается уже изначально — на этапе ее проектирования. Найти оптимальное решение поставленных вопросов призвана прикладная наука — логистика. Как и во всех других отраслях знания, здесь существует множество методик, технологических приемов и нюансов, использование которых положительно влияет на процессы грузопереработки и производства, снижает издержки и повышает эффективность труда.
Специалистам в области складской логистики известно, что при правильном использовании ПТО затраты на технику и энергоносители могут быть уменьшены в несколько раз. Это возможно благодаря применению современного экономичного, высокоэффективного и надежного грузоподъемного оборудования на складах и в цехах с интенсивным грузооборотом в сочетании со средствами малой механизации и штабелерами на малозагруженных участках технологического цикла.
Конечно, использование современного ПТО требует соответствующим образом подготовленных, качественных и надежных полов (сразу же отметим, что их обустройство может обернуться довольно большой статьей расходов). Этой проблеме в последнее время уделяется все больше внимания. Известно множество фактов, когда предприятия, инвестировавшие средства в решение «полового вопроса», сразу же ощутили отдачу, вызванную резким увеличением производительности погрузочно-разгрузочных и транспортировочных работ, а также рачительным использованием техники, экономией на запчастях и т.д. Правда, надо иметь в виду, что сам выбор материала покрытия и подрядчика — очень ответственное дело, поэтому принимать окончательное решение в этом вопросе надо только после серьезных консультаций со всеми поставщиками складского оборудования.
Аналогичные примеры можно привести и в отношении эксплуатации складских площадей. Рациональное использование всего пространства склада позволяет отказаться от дорогостоящего строительства новых помещений в пользу реконструкции уже имеющихся и их оснащения современным стеллажным оборудованием, оптимально подобранным именно для данного предприятия и метода складирования. Так, например, разумное применение дорогих, на первый взгляд, роликовых стеллажей, мобильных или проходных стеллажей настолько увеличивает коэффициент использования пространства склада, что вопрос дефицита площадей отпадает сам собой.
В заключение хотелось бы остановиться на таком немаловажном аспекте современного предприятия как АСУ. Объединенные в единую сеть системы учета, штрихового кодирования и обработки информационных потоков позволяют минимизировать потери и оперативно управлять грузопотоком, а также отслеживать и прогнозировать дефицит сырья или затоваривание склада.
Резюмируя, отметим, что вышеназванные мероприятия не обязательно могут или должны проводиться одновременно и не всегда требуют значительных капиталовложений. Разумный системный подход, равно как и знание технологий логистики, позволяют разработать программу на тот или иной промежуток времени. Но даже малые усилия, сделанные в этом направлении, незамедлительно дадут положительные результаты, что непременно отразится на конкретных экономических показателях вашего предприятия.