Прямой платит дважды
Изменения, внесенные в закон "О связи" и в правила присоединения, уже сейчас начинают отражаться на владельцах мобильных телефонов с городской нумерацией. Владельцы таких номеров всегда платили повышенную абонентскую плату - за имидж и постоянную доступность. Теперь они лишаются этих привилегий. Более того, на некоторых из них не распространится вводимый с 1-го июля принцип "платит звонящий" (calling party pays - CPP). В этой ситуации пользование городским номером становится все более бессмысленным.
В конце мая 2006 г. на автоинформаторе оператора "МегаФон Северо-Запад" появилось новое сообщение. В нем говорилось о том, что у владельцев прямых номеров появляется основной номер с федеральной нумерацией, а городской номер с кодом 812 становится дополнительным и лишается некоторых возможностей. Таким образом, оператор начал подготавливать своих клиентов к нововведениям, связанным с изменениями в законе "О связи", где, в частности, говорится и о том, что оператор подвижной связи не может работать с номерами фиксированной связи, не имея соответствующей лицензии. Так, "прямой" номер становится сервисным, и звонящие на него пользователи автоматически инициируют переадресацию на основной федеральный номер, который будет во всем идентичен городскому, за исключением кода. Причем именно так - с префиксом 921, а не 812 (код Санкт-Петербурга) - номер "прямого" абонента будет отображаться и на телефонах, которым он звонит. Оставить только федеральный номер, отказавшись от городского, также нельзя.
Появились и еще некоторые изменения, которые также делают использование прямого номера менее комфортным. Так, для отправки SMS или MMS из другого региона на прямой номер в Петербурге необходимо будет использовать федеральный код, так же обязаны будут поступать и абоненты других операторов любого из регионов. Возможность отправлять SMS и MMS на прежний - городской - номер сохранится лишь у абонентов "МегаФон Северо-Запад"
Кроме того, несмотря на то, что с 1 июля все входящие звонки в России станут бесплатными, это не коснется по крайней мере абонентов с прямыми номерами от "МегаФон Северо-Запад". Эти пользователи получают сто бесплатных минут на входящую связь ежемесячно, остальные звонки будут тарифицироваться с оплатой 2,75 рубля за минуту разговора. При этом, если звонок будет совершен на федеральный основной номер, то он тарификации подлежать не будет и бонусные минуты не будут расходоваться.
На этом злоключения абонентов не заканчиваются. До 13 июня 2006 г. им настойчиво рекомендуют прийти в центры обслуживания и заключить дополнительные соглашения с оператором. При этом в службе технической поддержки "МегаФона" репортеру ComNews заявили, что с текстом соглашения можно ознакомиться, только придя в центр обслуживания, и добавили, что после истечения определенного срока абонент, не заключивший дополнительное соглашение, может быть отключен.
"Ограничений по срокам заключения дополнительного соглашения у нас нет. И хотелось отметить, что абонент платит именно за переадресацию, а не входящие вызовы. Так как таким образом устроена механика маршрутизации вызовов и, согласно закону, она не может быть другой" - не соглашается руководитель пресс-службы ОАО "МегаФон Северо-Запад" Маргарита Горбачева.
О плате за переадресацию говорил и глава департамента госполитики в области инфокоммуникаций мининформсвязи РФ Виталий Слизень, который отметил, что, по его мнению, звонки на такие номера должны иметь какую-то стоимость, так как - по сути - происходит процесс переадресации с одного номера на другой, и в этом случае звонок уже становится исходящим.
Примечательно, тем не менее, что пользователи прямых номеров других операторов, возможно избегут подобной участи. Так, в пресс-службе "ВымпелКома" отметили: "Мы, в соответствии с законодательством, планируем отменить плату за все входящие, независимо от того, на каком тарифном плане обслуживаются наши абоненты. Кроме того, у нас изначально использовалась схема с дополнительным федеральным номером, поэтому дополнительных сложностей возникнуть не должно", - рассказывает пресс-секретарь санкт-петербургского филиала ОАО "ВымпелКом" Евгения Алешко.
Возможно, что таких проблем не будет и у московских абонентов "МегаФона". Так, директор службы информации ЗАО "Соник Дуо" Роман Проколов отметил: "В Москве у нас нет подобных сложностей, и все номера остаются прямыми, а согласно закону с 1 июля все входящие вызовы станут бесплатными"
В пресс-службе третьего игрока большой тройки - МТС - пока от комментариев отказываются, мотивируя это тем, что все ответы по ситуации будут даны после 15 июня, а сейчас в компании отрабатываются новые схемы взаимодействия, и их комментировать еще рано.
Единой схемы взаимодействия пока так и не найдено. Так, Дмитрий Леванков, начальник отдела маркетинга компании ЗАО "Петербург Транзит Телеком" (ПТТ) - монополиста прямых номеров для GSM-операторов в Санкт-Петербурге - отмечает, что сейчас ведутся переговоры со всеми операторами, и обсуждаются различные схемы взаимодействия с каждым из них. "Я считаю, что возможен вариант, когда прямые номера могут стать даже более привлекательными. Дело в том, что сейчас операторы мобильной связи получают лицензии на предоставление услуг местной связи, что даст им возможность самостоятельно предоставлять прямые номера, а следовательно, стоимость таких номеров снизится, и все входящие станут бесплатными".
Но до тех пор, пока этих лицензий у операторов нет - исключение составляет лишь МТС, получившие лицензии еще несколько лет назад - будет, по прогнозам аналитиков, происходить отток абонентов с прямых номеров. А это - три миллиона пользователей в России, причем наиболее высокодоходных и лояльных к своим операторам. "Большинство владельцев прямых номеров вряд ли пойдут заключать дополнительные соглашения. Кроме того, они имеют полное право требовать от оператора продолжать предоставлять услуги согласно уже заключенному договору. А то, что разные операторы формируют свой собственный подход к решению проблем с прямыми номерами, может породить дополнительный виток конкуренции. Хотя, конечно, пытаясь сохранить номер - мотивируя это удобством и имиджем - многие пользователи могут смириться с дополнительными проблемами, которые для них создают операторы" - рассуждает аналитик J'son&Partners Борис Овчинников.
Виктор Логинов