Во многих школах России только один ПК
У современной школы возможность разнообразить скучный академический урок мультимедийными материалами крайне ограничена. Для этого не хватает, в первую очередь, элементарного оборудования. Многие школы до сих пор имеют всего один или два компьютера.
Одной из самых острых проблем современной школы является низкий уровень технического оснащения, считают участники конференции лауреатов всероссийского конкурса учителей математики и физики, организованной фондом «Династия». Несмотря на то, что компьютеризация школ и их подключение к интернету возведены в ранг приоритетных национальных проектов, учителя считают, что достигнутых результатов явно недостаточно.
По мнению участников конференции, сделать предмет интересным для ребенка, заставить его увидеть за формулами и теоремами настоящие живые явления природы — в этом и заключается одна из главных задач учителя. «Детей умных можно учить как угодно и, в общем-то, чему угодно. Мне кажется, что в обучении разумных детишек надо выдержать два главных принципа: чтобы им было интересно и чтобы им было трудно», — считает учитель физики лицея «Вторая школа» г. Москвы Александр Зильберман.
В то же время, до сих пор существуют школы, укомплектованные одним или двумя компьютерами. Но даже в более благополучных учебных заведениях возможности для использования мультимедийных приложений в процессе обучения крайне ограничены. Имеющихся компьютерных классов хватает лишь для проведения уроков информатики. О проведении в них других занятий учителям-предметникам приходится договариваться частным образом. Более того, выход в интернет возможен лишь с одного компьютера — по словам учителей, подключить к Сети все ПК некому.
В такой ситуации учителя вынуждены использовать на своих уроках оборудование 30-летней давности. Между тем, около 70% преподавателей школ имеют сертификат о прохождении курсов информатики и не только хотят, но и могли бы использовать в своей работе современные мультимедийные приложения. Как раз в них в настоящее время нет недостатка: учебные и научно-популярные видеофильмы (к сожалению, в большинстве своем зарубежного производства — Discovery, BBC, National Geographic), электронные версии художественной и научно-популярной литературы, учебников, журналов, интерактивные курсы по изучению различных дисциплин. Специалистами Казанского университета разработано программное обеспечение, позволяющее решать видеозадачи, например, смоделировать на экране компьютера движение автомобиля, а затем измерить и рассчитать параметры этого движения: скорость, время, расстояние.
«К сожалению, большинство этих изданий делается в коммерческих целях и не отличается высоким качеством, — предостерегает преподаватель физфака МГУ Алексей Селиверстов. — Если вы хотите приобрести действительно полноценные, отвечающие требованиям времени мультимедиаприложения, обратите внимание на то, указана ли на диске фамилия автора курса».
Вместе с мультимедийными приложениями существует большое количество интернет-ресурсов, которые могут быть использованы и при подготовке к урокам, и непосредственно на уроке. Но контролировать эти ресурсы еще сложнее, чем обучающие программы на компакт-дисках и кассетах. «Необходимо создать официальный портал, на котором можно было бы найти ссылки на подлинно научные материалы», — считают участники конференции.