Мелкий бизнес уходит в виртуальные офисы
Спрос на небольшие офисы площадью от 50 до 200 кв. м всегда был очень высок. Однако такие предложения на рынке качественных помещений класса А и В практически отсутствуют. Арендаторы часто вынуждены искать помещения самостоятельно, так как брокерские компании с небольшими метражами работают редко.
При этом заявки на офисы до 100 кв. м часто составляют половину всех запросов в компанию. Так, к примеру, в компании Blackwood в первом полугодии 2006 года на аренду офисов в этом сегменте поступило около 48% заявок от общего числа, в то время как на помещения до 500 кв. м поступило 33%, до 1500 кв. м – 13%, свыше 1500 кв. м – 6%. Данные показатели характерны для многих компаний.
Однако количество заявок – это еще не количество сделок. В сдаче в аренду маленьких офисов не заинтересованы в первую очередь собственники площадей. «Дело в том, что сдача в аренду блоков в 50-100 кв. м приводит к излишним трудозатратам на поиск большего числа арендаторов и работу с ними, а также к потере полезной площади при «нарезке». Учитывая высокий процент заполняемости бизнес-центров хорошего качества, для собственника объекта или управляющей компании это просто не имеет смысла. Таким образом, в саму концепцию проекта сдача маленьких площадей чаще всего даже не закладывается», – говорит генеральный директор Russian Research Group Денис Колокольников.
По словам руководителя отдела исследований офисной недвижимости Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko Лады Белайчук, небольшие помещения часто напрямую сдаются собственником или в субаренду более крупными арендаторами. «При этом когда в одном из современных офисных центров освобождается помещение небольшой площади, оно зачастую даже не выходит на рынок, а тут же реализуется текущими арендаторами центра», – говорит старший консультант департамента коммерческой недвижимости Blackwood Андрей Жамкин.
Тем не менее небольшие офисные площади периодически можно найти и в известных офисных комплексах. Так, к примеру, небольшие помещения были в БЦ «Романов Двор», в комплексе Paveletskaya Tower и в Дворянском Доме на Арбате (8/10), в бизнес-центре «Бородино» (Русаковская, 13), строящемся бизнес-центре на Багратионовском проезде, 7 и деловом квартале «Новоспасский двор» на Дербеневской набережной.
Как и любой дефицитный товар, небольшие офисы дороги. Ставки аренды на них всегда выше, чем на метражи от 500 кв. м. Разница в цене в среднем может быть в размере 10-15%. Однако ради того, чтобы иметь небольшой офис в современном бизнес-центре, арендаторы готовы платить. Ряд компаний, уже имея офисы в менее престижных бизнес-центрах или административных зданиях, стремятся арендовать небольшие качественные площади с целью размещения так называемых представительских офисов. Нередко небольшие помещения требуются и региональным компаниям для работы в местном представительстве всего 1-3 сотрудников.
Дефицит предложения породил и спрос на такие услуги, как краткосрочная аренда офисов, аренда нескольких рабочих мест в рабочей зоне БЦ и даже услуги виртуального офиса. По словам Андрея Жамкина, такие услуги сегодня представляются бизнес-центрами «Регус» и «Миллениум хаус». Услуги виртуального офиса предполагают как возможную аренду рабочих мест, так и право на использование переговорных БЦ. Арендаторы могут получать корреспонденцию, секретари БЦ могут принимать и распределять звонки, при этом основной офис компании сможет находиться где угодно. Затраты на такие услуги в результате оказываются значительно ниже, чем при долгосрочной аренде офисных площадей класса А и В в современных бизнес-центрах.
Как видно, сегодня найти небольшой качественный офис в черте Садового кольца – трудная задача для арендатора, справляться с которой каждому приходится самостоятельно. Тем не менее, по словам аналитиков консалтинговых компаний, одновременно с насыщением рынка новыми площадями ситуация может измениться. Однако ждать этого придется как минимум еще 2-3 года.