Площадь вернется людям
Расширяя здание торгового дома «Перовский», архитектурная мастерская Николая Лызлова одновременно «лечит» запруженную машинами неуютную площадь около метро Новогиреево, превращая ее в место, приятное для городских прогулок.
Конец калининской ветки – пересадочный узел: здесь ежедневно оставляют свои машины сотни добирающихся дальше до центра на метро жителей Новогиреево, Реутова и Косино. Площадь у выхода из метро – эпицентр торговли с вкраплениями деловой и рекреационной функций. На площади расположены торговый дом «Перовский», кинотеатр «Формула кино» (бывший «Киргизия»), офисы. Место для машин – дефицит.
Желание владельцев торгового дома «Перовский» произвести «абгрейд» здания, надстроив этаж и нарастив современные коммуникации вызвало встречное условие со стороны властей округа – решить проблему парковок. Архитекторы Николай Лызлов и Александр Крохин придумали нетривиальный ход: поднять площадь на уровень одного этажа, а образовавшийся цокольный ярус сделать транзитным: местом прохода и пересадок для пассажиров метро и автомобилей, которые можно будет разместить в предусмотренном проектом трехуровневом подземном паркинге. Количество уровней парковки определяется диагональю пандуса, который длина участка позволяет провести под землю. Пандус задуман с двумя проезжими полосами и ответвлениями на каждый из трех уровней подземной стоянки.
Площадь оказывается на нулевой отметке зданий, расположенных по ее периметру, так как сейчас она расположена ниже к ней спускаются длинные «потемкинские» лестницы. Созданная 28 лет назад как место для прогулок, позднее площадь была оккупирована машинами, потом – стихийной торговлей, и вот теперь пространство снова возвращается людям.
Апофеоз работы архитекторов – новое четырнадцатиэтажное офисное здание за «Перовским». Его фасад разделен по вертикали на две неравные части, на остекленные поверхности асимметрично наложены два белых экрана, правый – побольше и с вырезом – так, что вся композиция отдаленно напоминает гайку и гаечный ключ, или руку с мячом, изображенные с максимальной степенью абстракции – прямоугольниками. Сочетание «чистой», не обремененной рамками стеклянной поверхности и ровных геометрических плоскостей формирует странное ощущение, что стены и окна в этом здании перегруппировались по произвольно-природному принципу, как будто кто-то начал передвигать гигантские пятнашки: все «стенное», непрозрачное стянулось в две крупные геометрические фигуры, а положенное окнам стекло «растеклось» по оставшейся поверхности. Игра, зрительно «съедающая» масштаб здания, продолжается в стоящем впереди здании собственно торгового дома, к которому архитекторы добавили новый фасад, скрыв за ним эскалаторы: здесь также, невзирая на реальную этажность, чередуются стеклянные стены и непрозрачные «ширмы».
Что касается функций создаваемого пространства, то они «разложены по полочкам». Цокольный этаж займет торговля, располагающаяся по траектории пассажиропотоков метро. Машины спустятся под землю. Клерки на лифтах из подземного паркинга поднимутся в офисы многоэтажки. На площади появятся все признаки приятного времяпрепровождения на свежем воздухе – скамейки, деревья, газоны, даже, знак нового рекреационного смысла площади – фонтан. В итоге совершенно «убитое» прежде место приобретет свойства развитой и сложносочиненной городской среды.