Цвет:0abc

Аренда коммерческой недвижимости, продажа жилой недвижимость, складская и загородная недвижимость |Аналитика |G2P Daily |Тема дня |Оборона региональных ретейлеров
53,1.Кб

Россия | 04 сентября 2006 | G2P Daily Недвижимость

Оборона региональных ретейлеров

Многие московские розничные операторы рассматривают выход в регионы как наиболее удачный вариант развития. Однако им вовсе не гарантирован теплый прием. Местные игроки вступают в коалиции со своими конкурентами, чтобы не пустить  крупных  «сетевиков»  на свой рынок. По мнению экспертов, опрошенных Guide to Property, главной проблемой удачного начала развития бизнеса в регионах для розничных операторов является отсутствие четкого законодательного регулирования этого процесса, а также не всегда привычные  и даже адекватные требования столичных операторов к местным поставщикам.

Еще пару лет назад, несмотря на расхождение в оценках перспектив развития местных рынков, аналитики ожидали на большинстве из них усиление конкурентной борьбы между «москвичами» и «своими». По прогнозам, розничный рынок должны были поделить между собой 4—5 торговых сетей национального масштаба. Роль сильнейших отводилась «Рамстору», «Пятерочке», «Патэрсону», «Перекрестку» и питерской «Ленте». Но этого пока не произошло.

Региональные игроки по-прежнему держат надежную оборону. В Нижнем Новгороде, где сильны позиции близкой к акционерам Сибнефти компании «Планета Менеджмент», к примеру, создан союз независимых магазинов, намеренных защищать свои интересы. В Краснодаре москвичам противостоят сети «Магнит» (более 250 магазинов по стране), «Михаил» (18 магазинов), «Робин-бобин» и «Табриз». В Ростове-на-Дону и Волгограде серьезно развивает розничный бизнес оптовая фирма «Сервиспродукт», владеющая на сегодня сетью из 30 магазинов-дискаунтеров и супермаркетов. В Самаре и Казани сильны позиции сети разноформатных торговых точек под маркой «Эдельвейс», принадлежащей одноименному холдингу, выпускающему пиво «Красный Восток», а также продуктовые сети «Остап» и «Меркурий». Самый «крепкий орешек» — Екатеринбург. Именно этот город фигурировал изначально в планах «Пятерочки» как один из приоритетных региональных рынков, но так и не был покорен. В столице Урала рынок держат сети «Кировский» и «Купец», имеющие почти по 30  магазинов каждая,  а главное, обладающие надежными связями с местной администрацией.

Сами операторы о проблемах, связанных с выходом в регионы, и тем более о методах их решения предпочитают умалчивать. К примеру, в пресс-службе сети супермаркетов «Пятерочка» G2P сообщили следующее: «У нас большие планы и мы продолжим свое успешное развитие несмотря ни на что. А о сложных отношениях с регионами нам бы не хотелось говорить».

Меж тем консалтинговые компании отмечают, что в их практике сложные случаи встречаются до сих пор. Ирина Кирсанова, руководитель отдела маркетинга компании Astera Oncor отмечает, что, как правило, такой сюжет характерен для продуктовых сетей. «Мы сталкивались с ситуацией, когда на рынок не хотели пускать продуктовые сети, которые работают в среднем и выше среднего ценовых сегментах, — уточняет госпожа Кирсанова. — При этом использовался административный ресурс. Как правило, владельцы продуктовых сетей в каждом городе имеют хорошо налаженные связи с администрацией».

Об этом же упомянул и Дмитрий Зотов, генеральный директор компании «Торговый Квартал»: «Еще 5 лет назад в крупных региональных центрах можно было наблюдать прецеденты «борьбы за выживание», вплоть до криминала. Например, в Ижевске и Уфе. Обычной практикой считались случаи, когда городские власти, будучи собственниками местных сетей, препятствовали выделению земельных участков для "чужеземцев"».

Марк Афраймович, управляющий партнер компании Ross Group, отмечает, что возмущение региональных игроков часто связано с неадекватным поведением столичных операторов. Так, к примеру, известная компания «Раменка» взяла за правило увеличивать срок расчета за продукцию с местными производителями.

При этом, по словам Ирины Кирсановой, сети, торгующие, например, одеждой и  обувью, на региональные рынки охотно пускают, так как подобных местных торговых сетей в регионах практически не представлено. Большинство из них работают по франчайзингу.

«Брендовые магазины хороши тем, что предлагают яркую концепцию и прекрасное наполнение. Местный сетевой оператор этим похвастаться не может — слишком много вложений. Конечно, ревность к столичным операторам есть. Но в то же время в каждом городе-миллионнике день ото дня появляется все больше коммерсантов, которые стремятся работать по франшизе, и тем самым практически уравнивают свои шансы со столичными игроками», — говорит Марк Афраймович.
 
Специалисты инвестиционно-консалтинговой группы «Ди Ви Ай» убеждены, что сложности, которые возникают в процессе выхода столичных операторов на местные рынки,  связаны с отсутствием соответствующих законов.  В то же время местные власти, напротив, очень часто встают на защиту именно федеральных сетей. «Приход столичного оператора в регион — это всегда праздник, — комментируют сотрудники пресс-службы компании. — Ведь инвестиции в регион — это новые рабочие места, культурные и благотворительные программы, улучшение инфраструктуры. Изменяется даже социальная карта города».

По словам ряда экспертов, сектор регионального розничного бизнеса с каждым днем становится более цивилизованным. Все больший опыт ведения бизнеса появляется у местных операторов, а их преобладание зависит не столько от поддержки властей, сколько от грамотного менеджмента. Московским сетям остается признать, что они просто недооценили конкурентов в регионах.