Цвет:0abc

Аренда коммерческой недвижимости, продажа жилой недвижимость, складская и загородная недвижимость |Аналитика |Власть |Указы |ПИФы приукрашивают доходность


Россия | 30 апреля 2004 | Власть

ПИФы приукрашивают доходность

Реальная доходность вложений в паи инвестиционных фондов на 20-25% ниже декларируемой

Паевые инвестиционные фонды почувствовали вкус к деньгам граждан и активизировали свою рекламную деятельность. Только за последний месяц в газетах, Интернете и даже в метро появилась реклама сразу нескольких управляющих компаний (УК), которые сравнивают доходность своих инвестиций с доходностью вкладов в банках. При этом УК невольно вводят обывателя в заблуждение, сравнивая свою доходность с доходностью банковских депозитов, «забывая» упоминать о том, что доходы, полученные гражданином в ПИФе, облагаются подоходным налогом. Кроме того, в отличие от банка, управляющая компания не гарантирует доходности, а также взимает с вкладчика ПИФа расходы по его формированию, что может составлять до 10% от полученного дохода. Впрочем, в управляющих компаниях не согласны с такой трактовкой своей рекламы и считают, что делают все правильно.

В марте - апреле несколько крупных компаний, управляющих паевыми инвестиционными фондами (ПИФ), активизировали свои рекламные кампании, используя почти идентичные подходы. Управляющая компания «Креативные инвестиционные технологии» («дочка» «Вэб-инвест банка») рекламировала свои фонды, сопоставляла их доходность – «до 70% годовых» – с уровнем инфляции, доходностью банковских депозитов и динамикой курса доллара, рисуя столбчатые диаграммы. УК «АВК – Дворцовая площадь» пыталась привлечь клиента морской тематикой: пятипалубный корабль ПИФов компании (нарисованный на рекламной листовке, размещенной в Московском метрополитене) красовался рядом с катером, изображающим банковские вклады, и с подводной лодкой, которая плавно шла ко дну, следуя динамике курса доллара США по отношению к рублю. Компания «Монтес-Аури» не стала рисовать горные пейзажи, а ограничилась сравнением доходности своих ПИФов (42%) с теми же банковскими вкладами.

Между тем такая реклама не совсем корректна, поскольку сравнивает разные продукты. В ней совершенно не отражается то, что гражданин и потенциальный клиент ПИФа, положив деньги в банк, не несет никаких расходов и гарантированно получает свои 13-16% годовых в рублях (подоходный налог с банковского депозита платится только в том случае, если ставка по нему выше ставки рефинансирования Банка России – 14% в настоящее время). Паевые фонды мало того, что ничего не гарантируют инвестору, но еще и из своей высокой доходности не считают нужным вычитать издержки по работе управляющей компании, депозитария и др., которые могут достигать 10% от прироста стоимости пая. Кроме того, гражданин, инвестирующий в ПИФ, будет обязан заплатить подоходный налог с полученного дохода (13%).

На основе рейтинга доходности ПИФов информационного сервера Investfunds.ru RBC daily оценила реальную доходность вложений в открытые паевые фонды в 2003 г. В зависимости от вознаграждения управляющих компаний, надбавок и скидок при покупке/продаже паев, стоимости услуг депозитария и прочих расходов (в том числе подоходного налога) реальная доходность вложений в ПИФы отличалась от декларируемой на 17-23%. Это означает, что в рекламных материалах, распространяемых управляющими компаниями, речь должна вестись не о 40-70% годовых, а о доходности на 20-25% меньше (30-55% годовых). Эта доходность, несомненно, как минимум вдвое выше процентов по любым банковским депозитам и может честно сопоставляться с банковскими вкладами, поскольку отражает то, что человек реально получит на руки.

В управляющих компаниях, сравнивающих доходность своих ПИФов с доходностью банковских вкладов, не считают свою рекламу некорректной. По словам их представителей, в информационных материалах приведена стоимость пая в ПИФе, «очищенная» от всех расходов, кроме налогообложения. «В рекламных материалах указан рост стоимости пая с учетом всех скидок и надбавок, - заявил RBC daily начальник управления по связям с инвесторами «Вэб-инвест банка» Вадим Бараусов. – Кроме того, расходы на депозитарий и вознаграждение управляющей компании покрываются из чистых активов ПИФа, поэтому уже заложены в стоимости пая и пайщик никаких дополнительных расходовне несет». По его словам, в рекламе паевых фондов «КИТ» речь идет о достигнутом приросте стоимости пая за период, так как невозможно указать реальный доход каждого владельца пая. «Мы сравниваем доходность ПИФов и банковских депозитов без учета налогообложения, поэтому все сравнения корректны», - считает г-н Бараусов.

«Мы представляем корректные данные, – продолжила убеждать RBC daily начальник отдела маркетинга инвестиционной компании «АВК» Лидия Тачилина. – Во-первых, мы не сравниваем банковские и инвестиционные услуги, а просто приводим примеры. Во-вторых, наша компания по системе налогообложения и имущественных вычетов выдает клиенту на руки именно ту сумму, которую мы заявляем в наших информационных материалах». Алексей Кореньков, сотрудник отдела развития управляющей компании «АВК – Дворцовая площадь», считает, что приводить доходность пая ПИФа за вычетом подоходного налога некорректно, потому что у разных клиентов могут быть разные обстоятельства. «Необходимость уплаты подоходного налога возникает не во всех случаях: например, если человек владеет паем свыше трех лет, то, вне зависимости от дохода, он не будет платить подоходный налог, – говорит г-н Кореньков. – Существует возможность ежегодного имущественного вычета на 125 тыс. руб., что также позволяет избегать налогообложения небольших сумм. Кроме того, если клиент «просидел» в ПИФе год и не продал свой пай, у него не возникает необходимости платить подоходный налог и тогда он получает как раз декларируемую доходность».

Владислав Серегин


Тема дня