Цвет:0abc

Аренда коммерческой недвижимости, продажа жилой недвижимость, складская и загородная недвижимость |Аналитика |G2P Daily |Тема дня |Зарплаты топ-менеджеров в недвижимости завышены
15,42.Кб

Москва | 25 сентября 2006 | G2P Daily

Зарплаты топ-менеджеров в недвижимости завышены

На рынке недвижимости все чаще стали говорить о кадровом голоде. Новые компании появляются чуть ли не каждый день, а вот количество профессиональных участников прибавляется менее внушительными темпами. Так, по данным кадровых агентств, в сфере недвижимости Москвы работают 110 тыс. специалистов. При этом к поистине профессиональным игрокам, топ-менеджерам компаний, участвующих в формировании рынка, «кадровики» причисляют лишь 2500—3000 человек.

Не удивительно, что при существующих объемах рынка, ведущие сотрудники — ценный, штучный товар. В поисках талантливых менеджеров компании прибегают к самым различным методам. Одни предпочитают взрастить профессионалов самостоятельно, другие  — переманить «кадры» у конкурентов. В борьбе за таланты в выигрыше  оказываются сотрудники: их зарплаты начинают расти, как ставки на аукционе, по принципу «кто даст больше». Если еще 5 лет назад годовой доход топ-менеджера мог составлять 100—120 тыс. долларов, сегодня 100 тыс. долларов — это их годовой оклад, без учета выплаты  процентов по сделкам. В результате, как отмечает Надежда Евдокимова, директор по персоналу Jones Lang LaSalle, на рынке наблюдается постоянный рост зарплат, при этом ставки часто завышены.

«Как говорят американские рекрутеры, кандидат — товар скоропортящийся. Если сегодня кандидат работает не у Вас, завтра он работает у Вашего конкурента», — отмечает Галина Спасенова, партнер агентства «Контакт». По ее словам, в целом на рынке недвижимости остро ощущается нехватка руководителей проектов. Вслед за ними наиболее востребованными считаются маркетологи, юристы и специалисты по связям с общественностью.

Брокеры же чаще покидают компании, так как желают занять руководящие позиции, а по ряду причин в рамках существующих компаний это невозможно, либо уходят с целью создать свой собственный бизнес.

«Я больше всего боюсь потерять сотрудников сервисных служб: юристов, сисадминов, PR-менеджеров, менеджеров по рекламе, личного помощника, — признается Ирина Жарова-Райт, управляющий партнер холдинга Nordblom Group Russia. — Потери компании в связи с уходом сотрудника, необходимостью оперативно найти ему достойную замену и т. д. часто обходятся компании в сумму, сопоставимую с 12—18 месячными зарплатами ушедшего сотрудника».

Отметим, что нехватка людей, перечисленных выше профессий, характерна для любого рынка, хотя бы потому, что в целом в России  подготовкой таких кадров  занимаются лишь на протяжении последних  10—15  лет ограниченное количество вузов. Таким образом, сотрудники рынка недвижимости — преимущественно молодые люди в возрасте от 20 до 40 лет, зачастую не имеющие длительного опыта работы в данной сфере.


Еще одной проблемой, по словам опрошенных Guide to Property рекрутеров, является  отсутствие специализированных образовательных программ  в сфере недвижимости в вузах. Первые шаги в  этом направлении уже были сделаны. Так, к примеру, существуют курсы CCIM при Российской Гильдии Риэлтеров и  несколько школ MBA в этой отрасли. Однако к их программам и условиям обучения на сегодняшний день предъявляется достаточно много претензий, а количество подготовленных кадров настолько мало, что говорить о каком-либо положительном воздействии таких программ на рынок  пока не приходится.

Многие участники рынка уверены, что  внедряемые западные программы  в результате оказываются совершенно неприменимыми  для российской недвижимости, так как на нашем рынке действуют свои законы, прописать которые по пунктам А, Б, В достаточно сложно. 

По мнению Елены Черненко, партнера компании «Земельные инвестиции», российские менеджеры изначально должны научиться работать с той недвижимостью, которая  в обилии осталась с советских времен. А эти задачи западными программами не предусмотрены. В результате на рынке многие проекты реализуются по схеме «ломать не строить».

Однако, констатируя кадровый голод, участники рынка, опрошенные G2P, в целом  дают оптимистичные прогнозы. Они уверены, что одновременно со стабилизацией сектора недвижимости изменится и ситуация с кадрами. Для молодого рынка  нужны молодые специалисты.  А интерес к этому рынку, в силу высокого уровня доходности, среди молодых управленцев высок.