Аптечный синдром
Среди динамично развивающегося российского ритейла особенно выделяется один сегмент. Это аптеки. Не проходит недели без того, чтобы какая-либо аптечная сеть не объявила о приобретении более мелкой сети или об открытии новых торговых точек.
Коммерческие сети, без сомнения, стоит признать движущей силой аптечного ритейла. С момента возникновения первых коммерческих аптек прошло уже более десяти лет. К настоящему времени наиболее конкурентоспособные разрослись до брендированных сетей и завоевали доверие потребителей. Каждая сеть заботится о развитии собственного бренда, предусматривающего единый стандарт как в оформлении аптек, так и в обслуживании покупателей.
«В течение 2005—2006 гг. наблюдается очень бурный рост аптечного сегмента фармацевтического рынка. Основная тенденция — укрупнение сетевых аптечных организаций, как частных, так и государственных или муниципальных. Этот рост вызван прежде всего консолидацией рынка крупными игроками и общим ростом покупательской способности населения», — рассказал Guide to Property Андрей Сливченко, директор по корпоративным финансам и отношениям с инвесторами «Аптечной сети "36,6"».
Как сообщил G2P заместитель генерального директора компании «Фармакор» Денис Потираловский, за этот период рост аптечного сегмента фармацевтического рынка, без учета льготного обеспечения, составил порядка 20 %. По мнению руководителя агентства в составе компании «Магазин магазинов», активное расширение многих аптечных сетей в последнее время вызвано тем, что компании готовятся к IPO.
Количество аптек увеличивается не только в обеих столицах, но и в регионах. По мнению Эльзы Розенталь, развитие аптечного ритейла сегодня во многом определяет поглощение федеральными сетями региональных операторов. Например, за прошлый год «Аптечная сеть "36,6"» приобрела восемь региональных сетей в городах России, а за третий квартал 2006 года — четыре сети (в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Оренбургской области и Новосибирске).
Для любого ритейлера основной залог успеха — удачное помещение. Это правило действует и в случае открытия новой аптеки. «Преимущественный вариант для развития аптечной сети — это покупка недвижимости формата street retail с отдельным входом, — говорит коммерческий директор управляющей компании «Торговый Квартал» Эльза Розенталь. — Однако успешной аптека будет и в составе торгового центра. Здесь аптека — это оператор сопутствующих товаров повышенного спроса, она является важной составляющей удачного пула».
Расположены аптеки, как правило, в прикассовых зонах гипермаркета либо отдельным сектором в торговой галерее. В зависимости от размещения площадь может варьироваться от 5 до 200—300 кв. м. «Аптека нужна торговому центру, — продолжает Эльза Розенталь, — и вместе с тем доходность ее ниже, чем доходность операторов одежды и обуви. Именно поэтому в торговом центре ставки аренды для аптеки в среднем на 30—50 % ниже, чем ставки в торговой галерее. Однако, если аптека очень заинтересована в помещении в конкретном торговом центре, ставки аренды могут остаться на том же уровне».
Ключевым показателем при выборе помещений в любом случае является гарантированный покупательский поток. По словам Ирины Задорожко, оптимальный вариант расположения аптек — в окружении жилых кварталов, на магистралях, в непосредственной близости от станций метро.
Арендные ставки меняются в зависимости от расположения аптеки. «Безусловно, в центре города, у станции метро или в небольшом помещении в торговом центре, т. е. в местах с максимальной покупательской посещаемостью, ставки колеблются от 1,2 до 1,5 тыс. долларов за 1 кв. м в год. В исключительных случаях за «знаковые» или «имиджевые» помещения ставки могут доходить до 4 тыс. долларов за 1 кв. м в год», — говорит Ирина Задорожко.
Обычно у аптечных операторов не возникает проблем с арендой. Как рассказал G2P менеджер по маркетингу компании Horus Capital Рустам Топчиев, аптеки — один из наиболее понятных и желаемых платежеспособных клиентов среди арендодателей, поскольку они в состоянии платить за аренду помещений по рыночным ценам, составляя серьезную конкуренцию операторам из прочих сегментов (банков, предприятий общественного питания, магазинов по продаже одежды в формате luxury и парфюмерных магазинов).
Андрей Сливченко полагает, что аптечный рынок находится в стадии активного развития и в ближайшие 3—5 лет эта тенденция сохранится. Как минимум, еще 20 % роста в следующем году прогнозирует Денис Потираловский. В компании «Торговый квартал» считают, что будет продолжаться политика укрупнения федеральных аптечных сетей за счет поглощения региональных игроков.
У основных игроков аптечного рынка большие планы. «Аптечная сеть "36,6"» развивается по всей стране, — говорит Андрей Сливченко. — Мы уже работаем в 12 из 13 городов-миллионников. Общее количество аптек сети к концу 2006 года может достигнуть 900, а к 2009 году мы планируем выйти на объем продаж на уровне 1 млрд. долларов в год».
В течение ближайших двух лет компания «Фармакор» в рамках своей региональной экспансии планирует открыть не менее 100 аптек в крупных российских городах. «Аналитический отдел компании разработал оригинальную логистическую схему продвижения в регионы, при создании которой использовался опыт лучших мировых розничных сетей, — рассказывает Денис Потираловский. — Схема работает таким образом, что позволяет последовательно вводить в нее город за городом по заранее простроенному алгоритму. Для реализации этой схемы «Фармакор» вложил 5 млн. долларов в приобретение нового производственно-складского комплекса в Санкт-Петербурге площадью более 7 тыс. кв. м».
Укрупнение аптечных сетей, увеличение площадей помещений аптечных супермаркетов — закономерный процесс развития розничного фармрынка. Как справедливо отмечает Рустам Топчиев, в чем-то аптеки схожи с предприятиями общественного питания: люди всегда ели и будут есть, несмотря на кризисы и все макро- и микроэкономические режимы, точно так же люди продолжают болеть. А аптеки остаются востребованными.