Цвет:0abc

Аренда коммерческой недвижимости, продажа жилой недвижимость, складская и загородная недвижимость |Аналитика |G2P Daily |Тема дня |Непопулярные бизнес-центры превратятся в резервные офисы
10,42.Кб

Россия | 31 октября 2006 | G2P Daily Недвижимость Страхование Офисы

Непопулярные бизнес-центры превратятся в резервные офисы

Термин «резервные офисы» в России малопонятен. Очевидно, что при существующих ставках аренды и дефиците площадей вхолостую держать офисные площади — просто безумие. Однако береженого Бог бережет, и этого еще никто не опроверг.

В США и Европе о том, как обезопасить свой бизнес, задумались давно. Но действительное развитие этих идей началось всего пять лет назад, когда катастрофа за считанные минуты превратилась из теоретической в реальную. Во время террористических атак на World Trade Center 11 сентября избежать крупных финансовых потерь удалось лишь немногим компаниям, которые своевременно воспользовались рекомендациями по обеспечению непрерывности бизнеса.

Так, банку UnionBank удалось восстановить все свои операции к концу того же дня, несмотря на то что офис банка, размещавшийся на 14 этаже Всемирного торгового центра, был уничтожен. Уцелеть компании помог «аварийный» офис в Калифорнии — именно туда в соответствии с  планом реагирования в случае чрезвычайной ситуации были переведены все электронные операции. Имитацию разрушения Всемирного торгового центра и выхода из строя своего офиса банк провел еще в 1993 году.

Через два года, в 2003 году, международный бизнес настигла новая катастрофа — отключение электроэнергии в северо-восточной части США и юго-восточной Канаде. Чуть позже произошло стихийное бедствие: ураган «Катрина» прошелся по территории американского штата Луизиана и затопил Новый Орлеан. Тогда представители американской индустрии информационных технологий всерьез задумались о способах резервирования данных и сохранения оборудования в экстремальных погодных условиях.

В нашей стране, в том числе бизнес, вполне привычны к экстремальным условиям существования. И если в Европе и Америке финансовые институты опасаются в основном техногенных катастроф и вирусных атак, то в России, вероятно, страшнее атаки террористические.

С другой стороны, авария в Чагино летом 2005 года, вызвавшая отключение электроэнергии, парализовала финансовый рынок и расчетную систему. А банкиры оценили свои потери от нескольких часов простоя более чем в 200 млн. руб.

Технологичные метры

Одно из условий обеспечения устойчивости и непрерывности бизнеса, по словам Евгения Стипкина, инженера компании «Поликом», специализирующейся на услуге «обеспечение непрерывности бизнеса», — это защита серверов. Для выполнения этих функций существуют разные схемы, от элементарных систем бесперебойного питания до обеспечения информационной безопасности.

«Под резервными офисами сейчас чаще понимают размещение у хостинг-провайдеров или в дата-центрах серверов, дублирующих серверы, расположенные в главных офисах компании. Организации, предоставляющие такие услуги, гарантируют клиенту постоянное инженерное обеспечение, систему бесперебойного питания и так далее, а также иногда несколько готовых рабочих мест, — рассказал Guide to Property Евгений Стипкин. — Резервные офисы размещают или в разных частях города, или в других городах, то есть серверы должны находиться на разных территориях».

По словам Евгения Стипкина, в России услуга непрерывности бизнеса пока пользуется небольшим спросом, в первую очередь за счет дороговизны. Да и компаний, предоставляющих такую услугу, как организация резервного офиса (во всех ее возможных проявлениях), пока не много. Более профессиональны в этой сфере столичные компании, на втором месте — петербургские, которые по качеству обслуживания до Москвы пока не дотягивают.

В столице с «непрерывностью бизнеса» работают несколько компаний, имеющих собственные дата-центры — высокотехнологичные офисные центры, основная площадь которых используется под размещение серверов компаний-клиентов, а меньшая часть площадей отведена для резервных офисов с оборудованными рабочими местами.

Три дата-центра в Москве принадлежат группе компаний «Стек». Это центр на Большой Академической улице (площадь для размещения оборудования в специальных стойках составляет 450 кв. м). Инвестиции в этот проект, по оценкам самой компании, составили 8,5 млн. долларов. Также компании «Стек» принадлежит дата-центр на Варшавском шоссе (площадь около 1,2 тыс. кв. м.) и небольшой дата-центр в подмосковном городе Пущино, где площадь под оборудование составляет 150 кв. м. На всех трех объектах предусмотрено размещение резервных офисов.

Компания IBS открыла центр аутсорсинга Data Fort еще в 2001 году. Площадь для размещения оборудования составляет 130 кв. м, а в качестве резервных офисов оборудовано 35 рабочих мест. На сегодняшний день все они выкуплены. Согласно данным компании, общий оборот в 2005 году составил около 16 млн. долларов, однако доля услуги по обеспечению непрерывности бизнеса составила всего 3 %.

Еще один довольно большой дата-центр на улице 8 Марта принадлежит компании WideXS, которая также развивает дата-центры в Швеции и Голландии. В этом дата-центре под резервные офисы сдано порядка 500 кв. м.

Аварийная экономия

Катастрофы всех категорий (от пожара до химической атаки) ударяют прежде всего по банковским, кредитным и страховым структурам. Однако отсутствие платежеспособных и в то же время осведомленных клиентов пока не позволяет услугам по обеспечению непрерывности бизнеса в России сформироваться в рынок.

«Нам хорошо известно, что существуют подобные системы, обеспечивающие непрерывность бизнеса. Business continuity в США — это хорошо проработанная концепция, к сожалению, в России она пока не получила широкого распространения, — считает Полина Чалова, представитель «Русской Страховой Компании». — Данная услуга пока не является успешно продвигаемой на российском рынке, поскольку о ней мало известно и она затратна в обслуживании. Поэтому предприниматели малого и среднего бизнеса не торопятся покупать комплекс услуг по непрерывности бизнеса. Крупные компании опасаются возможной утечки конфиденциальной информации, поэтому предпочитают обеспечивать непрерывность бизнеса своими силами, хотя это удовольствие недешевое».

С ней полностью согласен коллега по бизнесу Тимур Бакаев, начальник отдела сетевого развития офисов продаж страховой компании «Росно». «Нам неизвестно о подобных проектах в России. Теоретически можно предположить, что страховой компании пригодится резервный офис в случае возникновения серьезных чрезвычайных ситуаций: пожар, долговременное отключение электроэнергии и т. п. Однако, если соотнести возможные затраты компании на содержание такого офиса с вероятностью наступления данных ситуаций и их продолжительностью, такая статья расходов будет совершенно неоправданна», — считает он.

По данным компании IBS, резервный офис с 10—15 рабочими местами, при условии копирования небольших объемов информации, обойдется  в 50 тыс. долларов в год. Крупному российскому банку или инвестиционной компании (порядка 50 резервных рабочих мест и огромный объем данных) это будет стоить от 100 до 250 тыс. долларов в год (при стоимости информационной системы клиента порядка 500 тыс. долларов).

На сегодняшний день на рынке известно, что резервные офисы есть у «Банка Москвы», а также у компании «Марш-страховые брокеры». Это неслучайно: Marsh & McLennan, крупнейший мировой страховой и перестраховочный брокер, в злополучный день 11 сентября лишился сервера. Он располагался на 104-м этаже одной из башен World Trade Center — именно в этом месте самолет врезался в здание. Один из резервных серверов компании находился в подвале здания и также пострадал от атаки, однако это был далеко не единственный резервный сервер. В результате компания смогла за один день восстановить 98 % данных с уничтоженных серверов, через неделю было восстановлено 100 % информации.

Казалось бы, создание дата-центров довольно привлекательно не только для IT-компаний, зарабатывающих прежде всего на технической начинке дата-центра, но и для девелоперов. Однако именно их, как и многих опрошенных международных консультантов в сфере коммерческой недвижимости, вопрос о резервных офисах ставит в тупик.

Осведомленность потенциальных арендаторов резервных офисов об их существовании также весьма ничтожна,  в чем пришлось убедиться Guide to Property. Тем не менее услуга по обеспечению непрерывности бизнеса должна со временем утвердиться на рынке.

«Думаю, что это может быть хорошим решением для владельцев бизнес-центров, испытывающих проблемы со сдачей в аренду. Потребуются определенные инвестиции, но это интересный продукт, который надо продвигать, и он будет востребован, — уверен Илья Шершнев, директор по развитию компании Swiss Realty Group. — Обычно помещения в данных офисных зданиях сдаются за 15—20 % от рыночной арендной ставки. Причем многое зависит от коэффициента, то есть от того, сколько раз сдаются эти площади. Реальна ситуация, когда один квадратный метр сдается до 10 раз. При этом компания-арендодатель должна очень четко управлять рисками и находиться в постоянном контакте со страховыми компаниями».

Однако, как отмечает Полина Чалова, за счет аутсорсинга можно снизить затраты на реализацию экстренного плана, а при страховании операционных рисков — и цену страхового полиса.

«Операционные риски — риски потери, вызванные неадекватными, неэффективными или ошибочными процессами, действиями персонала или систем, а также внешними факторами. Поэтому страховой полис, включающий покрытие по данным рискам, покроет возможный ущерб, который может понести компания, — рассказывает Полина Чалова. — При существовании резервного офиса, который позволяет оперативно возобновить процесс работы, стоимость страхования операционных рисков уменьшается за счет уменьшения степени рисков».