Будущее ритейла – за сетевым девелопментом
Как стало известно Guide to Property, за третий квартал 2006 года сформировалось несколько интересных тенденций в области торговой недвижимости: начинается новый важный этап развития российского и, в частности, регионального девелопмента торговой недвижимости. Соответствующие данные были получены аналитическим отделом Colliers International.
Кроме того, наблюдается увеличение девелоперской активности в крупных и средних региональных центрах России - московские девелоперы, специализирующиеся на создании объектов коммерческой недвижимости, активно расширяют свое присутствие в регионах. Они либо уже приступили к созданию объектов торговой недвижимости, либо заявили о намерении создать несколько торговых центров в ряде городов.
Как сообщили G2P в компании Colliers International, появление на региональных рынках таких компаний, обладающих необходимыми организационными ресурсами и ориентированных на привлечение внешнего финансирования, в том числе проектного, понимающих современные требования концептуального построения и маркетингового продвижения торговых объектов, говорит о вступлении девелопмента в новую стадию развития.
Речь идет не о строительстве самостоятельных торговых центров в разных городах, а о сетевом девелопменте. Отдельные торговые комплексы позиционируются как единая сеть объектов с одинаковым названием, схожим позиционированием и близкими маркетинговыми концепциями («Июнь ( «Регионы»), «Парк Хаус» (ГК «Время»), «Планета» («РосЕвроДевелопмент»)). В будущем именно сетевые девелоперы, несмотря на возрастающую конкуренцию, будут играть определяющую роль на региональных рынках и либо станут привлекательными для поглощения, либо – объектами инвестиционных продаж.
Можно прогнозировать, что в дальнейшем столичный капитал только увеличит свое присутствие в регионах, поскольку по объективным причинам возможностей инвестирования в Москве и Санкт-Петербурге становится все меньше.