Новые компании повышают качество услуг на рынке недвижимости
Уровень конкуренции на рынке столичной недвижимости постоянно меняется. Неизменным остается то, что в эту сферу приходят новые игроки. Одни из них быстро умирают, другим удается прочно занять свою нишу в высокодоходном бизнесе.
По мнению большинства экспертов, опрошенных Guide to Property, новые компании привлекает на рынок недвижимости возможность заработать деньги. «Не секрет, что в настоящее время на рынке недвижимости крутится большая денежная масса, и на фоне большого спроса неплохо вкладывать средства в эту сферу деятельности», – говорит Рубен Алчуджян, управляющий директор компании Praedium.
По словам Натальи Кирпиченко, генерального директора компании «МИЭЛЬ-брокеридж», недвижимость постоянно растет в цене, немалый доход также приносит ее обслуживание. По ее мнению, ошибка в том, что многие пробуют делать из этого бизнес, не имея серьезных планов по развитию. «К таким компаниям интересно присматриваться как к еще одному игроку, у которого могут появиться интересные технологии, применимые в деятельности крупных компаний», – отмечает Наталья Кирпиченко.
Кто они, новые игроки привлекательного бизнеса? Как считает Александр Матвеев, начальник аналитического отдела корпорации «ИНКОМ-Недвижимость», новые агентства недвижимости, как правило, создаются либо преуспевшими топ-менеджерами и успешными риэлтерами компаний недвижимости, либо крупными бизнесменами, решившими вложить часть капитала в столь прибыльный на сегодняшний день бизнес.
Шарль Буде, начальник отдела по работе с владельцами помещений компании Jones Lang LaSalle, приводит в пример такое явление как раскол внутри существующих на рынке компаний. «Распространенный вариант, – рассказывает Шарль Буде, – когда консультант с богатым опытом работы уводит часть команды с предыдущего места, чтобы создать собственную девелоперскую или консультационную компанию. Причины в каждом случае могут быть различными – реализация собственных амбиций, желание сменить сферу деятельности или подняться на новую ступень профессионального роста».
Известны и такие случаи, когда новые компании создаются сотрудниками, уволенными из крупных компаний за мошенничество. Фирмы-однодневки растут как грибы, и, как правило, не задерживаются на рынке недвижимости. Зачастую они не имеют самых необходимых документов и не отправляют отчетов в налоговую инспекцию. Солидным агентствам недвижимости они, конечно, не конкуренты, но, тем не менее, затрудняют их работу своим так называемым бизнесом».
Как рассказала G2P Нури Катц, президент компании «Century 21 Россия», при существующем ныне соотношении спроса и предложения 3 : 1, агентствам приходится «биться» за каждый объект рынка недвижимости. Александр Матвеев также согласен, что среди компаний идет постоянная борьба за потенциальных клиентов. Зачастую при этом используются не очень корректные приемы. Один из таких способов – демпинг, который может использоваться как начинающими, так и агентствами недвижимости с «историей» при охвате части целевой аудитории. И если раньше большинство потенциальных клиентов вполне лояльно относились к величине комиссионного вознаграждения агентства недвижимости, то в последнее время его размер – весьма щепетильная тема.
Однако в последнее время на рынок выходят новые игроки и с богатым международным опытом. Как сообщили G2P в компании Jones Lang LaSalle, в качестве примеров можно привести розничные сети Marks&Spencer или Kingfisher, развиваюшую бренд Castorama, а также девелоперские структуры, компании-консультанты, такие как Savills, которая приобрела пакет акций компании Intermark.
С точки зрения Александра Матвеева, компании-новички имеют шансы закрепиться на рынке при соблюдении ряда условий. «Необходим стартовый капитал для развития бизнеса, исчисляемый сотнями тысяч или миллионами долларов, – перечисляет он, – опытный штат сотрудников или команда риэлтеров, имеющих свою клиентскую базу для начала бизнеса, а также удачная маркетинговая политика и в меру агрессивная серия рекламных кампаний».
«Все когда-то появлялись на рынке новичками, и то, что компания выходит на рынок «с нуля», никак не должно сказываться на ее репутации, – говорит Нури Катц. – Как она долго просуществует, напрямую зависит от руководства и правильной политики».
Рубен Алчуджян также согласен, что успешность любой компании зависит от профессионализма тех, кто ее создает, правильности видения ситуации игроками рынка, понимания цикличности процессов и умения правильно организовать бизнес. «Шансы закрепиться на этом рынке зависят от этих факторов, – говорит Рубен Алчуджян. – Кроме того, необходима команда, желание работать и создавать новое».
По мнению Шарля Буде, важную роль играют наработанные контакты. Нередко при образовании новой компании к ней уходит и часть клиентов, для которых важнее не бренд, а человек, с которым они привыкли работать. Еще одна составляющая формулы успеха, – по его словам, – сосредоточение фокуса на какой-то более узкой сфере, а не стремление охватить весь рынок. «Компании, которые имеют корпоративный характер либо работают в узких нишах, не являются нашими конкурентами, – добавляет Наталья Кирпиченко. – Эти организации сильны в своей сфере, поэтому есть основания предполагать, что они сохранят ведущие позиции в своих узких направлениях».
Наталья Кирпиченко также утверждает, что «МИЭЛЬ-брокеридж» практически не чувствует конкуренции. «Те, кто приходит к нам за услугами, – говорит она, – с каждым годом становятся более требовательными по причине подкованности в вопросах недвижимости. Большинство игроков рынка недвижимости еще не научились «видеть» клиента, чувствовать его потребности, потому многие компании не развиваются и остаются на прежнем уровне».
Конечно, новые компании увеличивают конкуренцию на рынке жилья, забирая часть потенциальных клиентов у уже существующих операторов. «Я думаю, что негативно это сказывается только на мелких и очень мелких агентствах», – подчеркивает Александр Матвеев. «Маленьким компаниям уготована судьба объединения с более крупными игроками, – соглашается Наталья Кирпиченко. – В противном случае им придется просто свернуть свой бизнес».
Большинство экспертов соглашаются во мнении, что конкуренция – чуть ли не единственный фактор, способствующий повышению качества услуг. Как заметил Рубен Алчуджян, консалтинговые компании на рынке коммерческой недвижимости в большинстве случаев скорее партнеры и коллеги с другими игроками этого рынка, чем конкуренты. «И у продавца, и у покупателя есть консультанты, и если сделка состоялась и все довольны – в этом случае мы, прежде всего, партнеры, – говорит Рубен Алчуджян. –Однако мы боремся за клиентов, участвуем в тендерах и думаем о конкуренции со стороны других компаний. Это нормальные условия рынка».