Цвет:0abc

Аренда коммерческой недвижимости, продажа жилой недвижимость, складская и загородная недвижимость |Аналитика |Недвижимость |Загородная |Коттеджи |Риэлторы увлеклись чужим бизнесом


Россия | 07 июля 2004 | Недвижимость Офисы

Риэлторы увлеклись чужим бизнесом

Крупные столичные риэлторские компании намерены развивать непрофильный бизнес. Как отмечают аналитики рынка недвижимости, средства, аккумулированные компаниями за 10 лет работы, уже не могут быть полностью вложены исключительно в риэлторский бизнес, поскольку его возможности ограничены.

В последние три года все яснее прослеживается желание риэлторских структур инвестировать в смежные направления своей деятельности — девелопмент и строительство. Сегодня же процесс расширения структур, имеющих в своей основе проведение операций в сфере real estate, затрагивает уже и абсолютно непрофильные направления коммерческой деятельности. В начале этого года в Москве предоставлением риэлторских услуг занималось более 400 агентств недвижимости. Подавляющее большинство — это мелкие и средние компании, которые больше озабочены удержанием своих позиций на рынке, нежели мыслями о расширении деятельности. Тем временем эксперты предсказывают постепенное увеличение доли крупных компаний и сокращение мелких и средних. 20 крупнейших столичных игроков невольно вынуждены повторять зарубежный опыт, который заключается в постепенном поглощении «слабых» компаний и образовании крупных холдингов с широким спектром деятельности. Как отмечает руководитель отдела консультаций по недвижимости компании Ernst&Young Ольга Архангельская, с развитием рынка недвижимости и его сегментов усложняются задачи, возникающие в ходе совершения сделок. Для того чтобы качественно выполнять свою работу, брокеры должны решать задачи правового, технического, экономического, финансового характера, что требует знаний в смежных областях. «Для оперативного и экономически эффективного оказания этих услуг риэлторы обычно включают в штат специалистов по этим направлениям. Накопив достаточно опыта, компании приходят к тому, что на активном рынке можно оказывать подобные услуги не только в ходе сделок с недвижимостью. Следующим логичным шагом является выделение непрофильных направлений бизнеса», — говорит О. Архангельская. Таким образом, крупные столичные компании параллельно с основной деятельностью создают подразделения, занятые управлением, девелопментом, обучением, и call-центры. Например, в консультационно-риэлторской компании Noble Gibbons работает мощная управляющая компания, в Stiles&Riabokobylko действует подразделение по отделке помещений. По словам генерального директора группы компаний Vesco Вячеслава Ширяева, на формирование непрофильного бизнеса влияет несколько факторов. Во-первых, стремление к созданию служб для развития основного бизнеса. Например, открытие консалтингового центра, кадрового агентства. Именно так поступили в компании Penny Lane Realty. Во-вторых, в связи с непредсказуемостью риэлторского бизнеса свободные финансовые ресурсы используют в качестве инвестиций в смежные области. К примеру, компания «ИНКОМ-Недвижимость» активно занимается инвестированием в строительство коттеджных поселков. Как признают сотрудники компании, это оказалось выгоднее, чем риэлторская деятельность. В-третьих, хобби руководителя, который использует аккумулированный капитал для развития узкого направления в своих личных интересах. Это может быть бутик с модной одеждой, небольшое предприятие по производству парфюмерии и т. п. Кстати, в большинстве случаев это семейный бизнес. Как отмечает В. Ширяев, сегодня все три направления активно развиваются, хотя и не так явно, как за рубежом. Однако, по его словам, через два-три года увеличение капиталов риэлторских компаний и желание расширять и совершенствовать бизнес приведут к появлению большого количества новых направлений в их деятельности. Есть и другая причина, которая связана с открытием непрофильных бизнес-линий, с диверсификацией услуг. Это, по мнению специалистов компании «ИНКОМ-Недвижимость», недостаточный доход от основной деятельности. Ведущий специалист по коммерческой недвижимости компании Penny Lane Realty Максим Жуликов убежден, что риэлторский бизнес не может постоянно расширяться, у него есть определенный предел. «Это в первую очередь связано с особенностями столичного рынка недвижимости. Таким образом, деньги, которые скапливаются на счетах компаний, — говорит он, — практически не работают. Открывать свои банки риэлторы еще не в состоянии, но вложение средств в смежные области им вполне по плечу». Примеров открытия московскими риэлторами направлений бизнеса, не связанных с их прямой деятельностью, пока не так много. Вместе с тем сегодня у многих игроков рынка недвижимости практически сформировалась внутрикорпоративная инфраструктура, которая способна обслуживать более широкий спектр клиентов. Так, в корпорации «ИНКОМ-Недвижимость» работает свой тур-оператор, который начал предлагать услуги и за пределами компании. Компания Colliers International совместно с «Ростик груп» готовит к реализации проект по строительству в РФ популярных на рынке США отелей для среднего класса, в которых предлагается сокращенный набор услуг. Как отмечают в Colliers International, реализация этой программы будет особо интересна девелоперам, так как позволит сократить расходы на систему питания (ею будет заниматься «Ростик груп»). Colliers International выступит в качестве идеолога и консультанта проекта, для осуществления которого уже ведется поиск девелоперов и строителей. Несмотря на существующие примеры расширения бизнеса риэлторов, пока не приходится говорить о сложившейся тенденции. Аналитики уверены, что в ближайшее время в России начнется активный процесс слияния компаний, создания крупных холдингов. Именно в их рамках и продолжится процесс развития различных направлений бизнеса.

Иван Тертычный


Тема дня