Цвет:0abc

Аренда коммерческой недвижимости, продажа жилой недвижимость, складская и загородная недвижимость |Аналитика |Власть |Указы |"Новый русский" музей


Россия | 02 августа 2004 | Власть

"Новый русский" музей

На прошлой неделе Виктор Вексельберг озвучил идею строительства в Москве негосударственного музея, где будут выставлены собрания искусства, принадлежащие российским олигархам. Сейчас Вексельберг активно агитирует своих коллег. Желание отдать свою коллекцию старинных музыкальных инструментов уже выразил глава компании `Вимм-Билль-Данн` Давид Якобашвили. По всей видимости, в этот же музей попадет и малая корона Российской империи, которую намеревается вернуть первый российский миллионер Артем Тарасов. От себя Вексельберг предлагает знаменитую коллекцию пасхальных яиц Фаберже стоимостью 90 миллионов долларов. Возможно, что музей приютит и 18 колоколов Даниловского монастыря, о покупке которых Вексельберг ведет переговоры с Гарвардским университетом.

Идея Вексельберга - вернуть народу некогда утраченные ценности - на первый взгляд очень патриотична и совершенно в духе меценатов начала XX века Сергея и Павла Третьяковых, собравших блестящую коллекцию произведений искусства, и Саввы Морозова, который собственноручно красил стены МХАТа. Возможно, их лавры не дают покоя олигарху и он хочет прославиться как создатель Вексельбергской галереи.

Но, скорее всего, цель бизнесмена куда более прозаична и менее амбициозна, и он просто пытается обезопасить и удешевить содержание сокровищ. Ведь хранить такие ценности дома - что держать в холодильнике яйца Фаберже. Другие бизнесмены с радостью выставят свои коллекции на обозрение всех желающих по той же причине. В качестве бонуса они получают бесплатную рекламу и возможность заработать на билетах. Уже сейчас, чтобы посмотреть только на яйца Фаберже в Грановитой палате Кремля, страждущий должен заплатить 350 рублей. Заплатить государству, а не владельцу сокровища.

На создание музея Вексельберга толкает и желание продемонстрировать власти верноподданнические чувства, показать лояльность государству, при этом не указывая, кому именно. `Когда я узнал, что коллекция яиц Фаберже выставляется на аукцион, я понял, что речь идет об уникальной возможности вернуть моей стране одно из ее сокровищ`, – говорит Вексельберг.

46-летний бывший инженер, некогда владелец скромного кооператива, а сегодня – один из самых богатых предпринимателей России, везет на Родину экспроприированные и проданные большевиками за рубеж ценности. Хотя он сам больше всего боится реституции, после того как власть обвинила всех олигархов в том, что они ничего не делают для родины и думают лишь о собственном обогащении.

На Западе каждый уважающий себя миллиардер считает своим долгом взять шефство над музеем, картинной галереей или театром. Таким образом он демонстрирует свою преданность нации. Подобные проекты позволяют бизнесменам быстрее завоевать симпатии публики. В России компании, ориентированные на привлечение западных инвестиций, – «Альфа-Групп», АФК «Система», «Интеррос» - давно участвуют во всевозможных культурных инициативах (покупка Владимиром Потаниным «Черного квадрата» Малевича для Эрмитажа, а также финансирование Альфа-Банком московских гастролей Римского оперного театра и строительства памятника Иосифу Бродскому в Санкт-Петербурге).

Однако частные музеи западные бизнесмены создают редко. А если делают это, как Гугенхайм, то не в складчину. Коллекционеры, как правило, довольствуются выставками в национальных галереях - это престижно. Вексельберг предлагает музейное ноу-хау. Его не устраивают ни кремлевские стены, ни Третьяковка. Ему нужен `новый русский` музей. Почему? Быть может, как неотъемлемая часть политического мейнстрима, толкающего очень богатого человека демонстрировать пользу своего существования стране, которая в этом постоянно публично сомневается - и `сверху` и `снизу`. Как дополнительная графа в справке `социально ответственный олигарх`.

Милана Давыдова


Тема дня