Книги будут продавать пачками
Как стало известно RBC daily, в конце августа новосибирское объединение «Топ-Книга» представит на московском рынке свой новый сетевой магазин, который будет работать в формате cash&carry. Книжно-канцелярский супермаркет «Литера» станет первым на этом рынке, работающим в подобном формате, и уже сейчас он позиционирует себя как полную противоположность ярмарке в «Олимпийском». При этом даже розничные цены в новом магазине будут на 20–25% ниже, чем в среднем по Москве. Участники рынка считают, что выбранный формат окажется эффективным, тем более что опыт подобного рода образований есть у крупных издательств. Также, по их мнению, логичнее было бы ожидать, что книжный cash&carry сконцентрируется в мелкооптовом сегменте: в таком случае новая сеть станет логичной заменой региональным «черным» рынкам.
Новосибирская «Топ-Книга» – одна из крупнейших российских книготорговых компаний. В ее ассортименте – 100 тысяч наименований, ежемесячно она продает около 3 млн экземпляров книг. В объединение входит свыше 150 магазинов, работающих под марками «Книгомир», «Книжная столица», «Книжный причал», «Читай-город». Теперь к ним прибавится первый в России книжный cash&carry. Ассортимент «Литеры» составит более 20 тысяч наименований книг, 6 тысяч разновидностей канцелярских товаров, порядка 2 тысяч игрушек, 1 тысячи дизайнов открыток и столько же – периодических изданий, а также аудио- и видеопродукция. Потенциальным покупателям «Топ-Книга» обещает представить удобную навигацию по торговому пространству, а также ее компьютерный аналог. У товаров, представленных в «Литере», будет два ценника: для оптовых и розничных покупателей (розничные цены, как предполагается, окажутся на 20 – 25% ниже, чем средние московские). Как рассказали RBC daily в московском представительстве «Топ-Книги», средний чек для розничных клиентов в магазине составит 400–500 рублей, а одна покупка для оптовиков – 10–20 тысяч рублей. В перспективе магазин собирается выйти на оборот в 1 млн рублей в день. «На наш взгляд, cash&carry – довольно эффективный формат, кроме того, на книготорговом рынке, за исключением нас, с ним никто не работает», – сказала RBC daily директор московского представительства «Топ-Книги»» Оксана Еремеева.
Такого же мнения придерживаются и другие участники рынка. «В какой-то мере крупные издательства имеют подобные системы, но в виде мелкооптовых складов, – сказал RBC daily финансовый директор издательства «АСТ» Олег Бартенев. – Но магазины формата cash&carry будут вынуждены себя лимитировать по минимальному объему покупки. Иначе против выступят розничные сети, а затем и сами издатели». По мнению г-на Бартенева, в таком случае крупные магазины будут ставить определенные условия своим партнерам. «Если «Топ-Книга» станет «выдавливать» с рынка розничные магазины, издатели переформатируют цены для нее, – прокомментировал он. – Поэтому лучше для объединения будет сконцентрироваться в мелокооптовом сегменте».
Интересно также и намерение «Литеры» позиционировать себя как полную противоположность книжной ярмарке в «Олимпийском». «Рынок покажет, как мы будем конкурировать с «Олимпийским», – считает Оксана Еремеева. – Пока нам хотелось бы, чтобы число наших клиентов было равным, и, кроме того, чтобы в «Литеру» перешли клиенты нецивилизованных торговых образований». В таком случае новому формату придется конкурировать с уже известными точками, а по мнению экспертов, именно известность во многом определяет показатели посещаемости книжных магазинов. «В четырех крупнейших книжных магазинах Москвы и в «Олимпийском» постоянно есть покупатели. Но когда тот же ассортимент предлагает другой магазин, он зачастую не выдерживает конкуренции, – прокомментировал RBC daily генеральный директор маркетингового центра «Альвис» Владимир Драбкин. – Дело в том, что у нас не цена играет основную роль, а определенная степень удобства, привычка покупать книги в конкретном магазине». Именно поэтому, считает он, «Литере» следует сосредоточиться на оптовой составляющей своего бизнеса. «Оптовики более подвижны, кроме того, «Топ-Книга» у них стоит на первом месте, – считает г-н Драбкин. – Так что чем больше она будет предлагать, тем лучше. Ведь проблема в том, что единицы из книжных магазинов наращивают ассортимент. А «Топ-Книга» стремится решить этот вопрос».
Впрочем, Олег Бартенев из «АСТ» не уверен, что противопоставление «Литеры» «Олипмийскому» оправдано, посольку работа в них построена по разным схемам. «На ярмарке есть личности, сведущие в определенной тематике, и они могут собрать ассортимент больший, чем будет в cash&carry, – сказал он RBC daily. – Уверен, мелкие оптовики пойдут в магазин за новинками, но не за всем ассортиментом. В то же время такой формат магазинов по ассортименту будет всегда на порядок ниже, чем гипермаркеты. Поэтому покупатели с глобальными запросами все равно будут приобретать книги в других магазинах».
Кроме того, очевидно, что намерение «Топ-Книги» развить на основе нового бренда российскую сеть магазинов cash&carry решит многие проблемы в книжной торговле. Как рассказали RBC daily в московском офисе «Топ-Книги», до конца этого года планируется открыть еще два супермаркета в регионах и один в Москве. «Очевидно, что в российском масштабе такая сеть будет эффективна, – считает Олег Бартенев. – Если нынешняя система вынесенных складов станет заменяться на cash&carry, игроки будут заинтересованы в максимальном увеличении объемов оборота. А замещение региональных «черных» рынков будет интересно всем».
Анна Попова