Россияне пересядут на Toyota
По неофициальным данным, японский автогигант Toyota ведет переговоры о строительстве сборочного завода в Нижегородской области. В самой компании эту информацию не подтверждают и не опровергают, отмечая, что возможность организации компанией Toyota предприятия в России все еще находится в стадии изучения. Между тем Toyota, похоже, действительно заинтересована в строительстве сборочного предприятия в России. По мнению аналитиков, чем скорее компания наладит производство автомобилей в нашей стране, тем большее конкурентное преимущество на отечественном рынке она получит в перспективе. С другой стороны, понятна медлительность Toyota в принятии данного решения. При не самых высоких импортных пошлинах компания имеет возможность еще очень долго торговаться с российской стороной о предоставлении максимально выгодных условий для своего предприятия. Однако, по прогнозам, если сборка автомобилей Toyota все-таки будет налажена, то заложенная производственная мощность предприятия может достигнуть 100 тыс. автомобилей в год.
О том, что Toyota собирается организовать сборочное производство в России, слухи ходили уже давно. Но почти с уверенностью об этом стали говорить только в середине августа – после публикации ведущей японской экономической газеты Nihon Keizai Shimbun, где описывались детали работы будущего производства Toyota в нашей стране. Издание сообщало, что завод будет построен в 2008 г. в Нижегородской или Московской области, на строительство будет потрачено до 100 млн долл., а выпускать предприятие будет около 15 тысяч малолитражек Corolla и автомобилей среднего класса Camry ежегодно. Самой компанией эта информация была немедленно опровергнута. Однако в прошлый четверг появились известия о том, что Toyota уже целенаправленно ищет землю для строительства завода. Сразу несколько информагентств со ссылкой на анонимный источник в г. Бор (Нижегородская область), сообщили, что администрация Борского района в ближайшее время ответит на запрос японской компании, предоставив ей полную информацию об участке, где может быть расположено российское сборочное производство Toyota. Японскую компанию якобы заинтересовал земельный участок площадью 75,1 га, который администрация Борского района готова увеличить до 250 га за счет близлежащих земель сельскохозяйственного назначения. Кроме того, одновременно компания также интересовалась возможностями производственной площадки Горьковского автозавода. Правда, ни в администрации Борского района, ни на ГАЗе официально эту информацию не подтверждают.
В российском представительстве также говорят, что комментировать ситуацию пока что преждевременно. «Вопрос организации компанией Toyota предприятия в России все так же находится в стадии изучения, и в последнее время никакого развития здесь не происходило. Согласитесь, что если бы какое-то решение было принято, то мы бы сами выступили с соответствующим официальным сообщением. Повторюсь, компания пока думает – организовывать или нет производство в России. И то, когда автомобили Toyota начнут собираться в России, и будут ли они вообще здесь собираться – еще только предстоит решить», – сказала RBC daily Анастасия Кокорева, пресс-секретарь ООО «Тойота Мотор». Компания медлит неслучайно. «В условиях нынешней пошлинной политики необходимость и разумность организации сборочного производства в России – это все-таки разные вещи, – комментирует RBC daily ситуацию Владимир Скопцов, ведущий эксперт BKG. – Если бы пошлина на ввоз новых автомобилей составляла 35%, то вопрос о целесообразности организации предприятия перед компанией просто не стоял бы: Toyota уже давно производила бы машины в нашей стране. Пошлина же в 25%, действующая сейчас, удерживает ситуацию на грани, когда очень много зависит от желания менеджмента компании и от условий, которые будут ей здесь предложены. Не стоит также забывать, что Toyota и так является лидером продаж иномарок в России».
Тем не менее компания не зря ведет переговоры с российской стороной. «И Toyota, и тот же Volkswagen обсуждают возможность организации производства в России, потому что они отстают от своих коллег – других зарубежных автомобильных компаний, которые уже организовали здесь сборку своих машин. И если Toyota не примет решения о строительстве предприятия в этом или следующем году, она начнет реально проигрывать конкурентам», – сказал RBC daily Виктор Пашков, начальник аналитического отдела «АСМ-Холдинга». А иметь производство в России, по словам Владимира Скопцова, для Toyota выгоднее, чем не иметь его. «Рост потребления в России, показатели того же завода Ford, продукция которого пользуется ажиотажным спросом, уже готовая сбытовая сеть – вот резоны для организации производства Toyota в России», – отмечает он.
Правда, вряд ли компания сразу выйдет на серьезные производственные мощности – по мнению экспертов, японский автогигант и здесь проявит осторожность, чтобы понять предпочтения россиян по отношению к автомобилям Toyota российской сборки. «Если компания примет решение собирать автомобили здесь, то, я думаю, она пойдет по пути Ford и мощность ее производства в перспективе будет на уровне 25 тыс. автомобилей в год», – отмечает Владимир Скопцов. У Виктора Пашкова более позитивный прогноз. «Я думаю, что Toyota построит завод мощностью 25 тыс. автомобилей в год, но с уже заложенной возможностью увеличения выпуска, скажем, до 100 тыс. В условиях благоприятной экономической ситуации это позволит компании оперативно реагировать на запросы потребителей», – отмечает эксперт. В пользу этой версии говорит и то, что площадь земельного участка в Нижегородской области, который якобы заинтересовал Toyota, составляет 75,1 га, в то время как общая площадь завода Ford Focus во Всеволожске составляет только 26 га.
Андрей Сердечнов